Шельф на двоих
16 января Путин провел совещание, в котором участвовали министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, министр экономразвития Герман Греф, глава Минприроды Юрий Трутнев, председатель “Газпрома” Алексей Миллер и президент “Роснефти” Сергей Богданчиков, рассказал источник, знакомый с его итогами. Трутнев и Христенко предложили отдать освоение шельфа под контроль госкомпаний. Все сошлись на том, что “Газпром” и “Роснефть” поровну поделят шельфовые проекты. Это связано в первую очередь с желанием не допустить иностранцев к крупным пакетам акций этих месторождений, говорит источник. Другое принципиальное решение, по словам чиновника правительства, в том, что шельфовые месторождения будут распределяться не на аукционах, а на конкурсах. Отличие в том, что на конкурсе сумма – не главный критерий: конверты могут даже не открываться, если комиссия сочла технические и экологические условия данного заявителя оптимальными.
Хотя протокол совещания у Путина пока не подписан, т. е. не имеет статуса директивы, можно не сомневаться, что это генеральная линия, подтверждает чиновник одного из федеральных ведомств.
“Никакого сюрприза”, – говорит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Еще в 2004 г., когда Exxon и Chevron лишили прав на “Сахалин-3”, стало ясно, что государство берет шельф под жесткий контроль, поясняет он. Передать шельф в управление “Газпрому” и “Роснефти” предложил в апреле 2005 г. замначальника департамента газовой монополии Борис Никитин. Согласившись с ним, депутаты год назад рекомендовали правительству передать шельф в одни руки, поручив специально созданной госкомпании отбирать инвесторов на конкурсе.
Чиновник Белого дома считает, что оформить принятое в Кремле решение можно, внеся поправки в законы “О недрах” и “О континентальном шельфе”. На ближайшие пару лет вопрос принятия нового закона “О недрах” закрыт, констатирует директор “СРП-Экспертизы” Михаил Субботин. Этот законопроект, подготовленный Минприроды, предусматривал, что право на разработку месторождения можно будет получить только на аукционе, а отнять лицензию у компании вправе будет лишь суд. Но документ не прошел Думу. “Мы хотели бы принять закон, но не можем остаться без рычагов, пусть и не очень цивилизованных”, – объяснил в ноябре 2005 г. премьер Михаил Фрадков.
Делая ставку на свои компании, государство отодвигает потенциальных конкурентов и теряет в качестве разработки месторождений, констатирует Субботин. Не будет прозрачности в передаче недр, бюджетных выгод, эффективности освоения, соглашается федеральный чиновник. По его расчетам, на аукционах по крупным шельфовым месторождениям государство могло бы заработать не менее $7–8 млрд, тогда как конкурсы принесут не более $3,5–4 млрд. Ущемлены будут не только иностранцы, но и российские компании, например “Лукойл”, имеющий опыт работы на Балтике и северном шельфе, замечает Нестеров.
В “Роснефти”, Минприроды, Минпромэнерго и Минэкономразвития от официальных комментариев отказались. Получить комментарии в “Газпроме” не удалось.
При выборе инвестора госкомпании будут руководствоваться политическими и государственными, а не коммерческими принципами, уверен источник, близкий к Shell. Пример такого поведения – Штокмановское месторождение, лицензия на разработку которого досталась в 1990-е гг. “Газпрому” напрямую от правительства, говорит он. Представитель Exxon полагает, что передача шельфа госкомпаниям, которые будут одновременно отбирать участников проектов и заниматься бизнесом, неизбежно приведет к конфликту интересов.