Неинтересные истории
Российские бюро накопили уже больше 15 млн историй – столько сообщений они передали в центральный каталог кредитных историй при ЦБ. Подавляющая их часть – 99,6% – истории физлиц, а крупнейшими поставщиками историй, на которых приходится около 92% в центральном каталоге, являются “Глобал Пейментс Кредит Сервисиз”, Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), бюро кредитных историй “Инфокредит” и бюро кредитных историй “Экспириан-Интерфакс”.
По подсчетам Центробанка, в IV квартале 2006 г. в центральный каталог кредитных историй поступило более 54 000 запросов. По данным ЦБ на 16 октября 2006 г., с начала октября обрабатывалось 250 и более запросов в сутки, “что свидетельствует о росте случаев практического применения сведений, содержащихся в кредитных историях”.
Несмотря на то что в центральном каталоге накоплено 15 млн историй, кредитных историй в полном смысле там не так много, говорит член банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков. В подавляющем большинстве случаев это лишь первичная информация о кредитах, добавляет он. Банки пока еще мало обращаются с запросами в каталог в силу сложившихся традиций, рассуждает депутат: “Многие банки привыкли полагаться больше на себя, на свою службу безопасности и скоринговую систему”. “Если учитывать, что кредитные бюро заработали только в 2006 г., 54 000 запросов – это приличное количество”, – считает зампредседателя правления банка “Абсолют” Олег Скворцов. Он уверен, что популярность их будет только расти – кредитование населения становится все популярнее, кроме того, многие банки только в минувшем году занялись кредитованием малого бизнеса. “Количество запросов будет расти в геометрической прогрессии, уже к концу 2007 г. мы будем это наблюдать”, – считает Скворцов.
“54 000 запросов – это крайне мало”, – говорит зампред правления банка “Авангард” Валерий Торхов. Впрочем, это неудивительно, ведь запрос в центральный каталог делается для того, чтобы узнать, в каком именно бюро находится кредитная история заемщика, объясняет он. Чтобы узнать подробности истории, банки напрямую обращаются в те кредитные бюро, в которых обслуживаются, отмечает Торхов. Именно так поступает банк “Абсолют”. По словам Скворцова, банк обращается напрямую в НБКИ. По словам гендиректора НБКИ Александра Викулина, в его бюро лишь в декабре прошлого года поступило более 100 000 запросов. “По 41 000 из них информация у нас нашлась”, – гордится Викулин. И добавляет, что в октябре запросов было в три раза меньше. Викулин уверен, что количество обращений будет только расти: “Ежемесячно количество историй в НБКИ увеличивается на 1 млн, а в центральный каталог ЦБ мы предоставили уже 6 млн историй”.