Железная леди из Китая


У И – самая высокопоставленная женщина во властных структурах Китая, и в правительстве страны она считается специалистом по улаживанию проблем. Сейчас госпоже У предстоит решить одну из самых трудных проблем в ее карьере – уладить разногласия по вопросам торговли Китая с его крупнейшим партнером по экспорту, Соединенными Штатами.

Вице-премьер будет высшим должностным лицом Китая на переговорах с делегацией из США, которую возглавляет американский министр финансов Генри Полсон. С американской стороны будут также участвовать шесть других членов правительства и председатель Федеральной резервной системы Бен Бернанке. В ходе первого раунда этого нового стратегического американо-китайского диалога стороны попытаются улучшить отношения в важнейших областях, включая торговлю, финансы и энергетику.

Желая еще до переговоров обратить внимание общественности на развивающиеся двусторонние экономические связи, министр торговли США Карлос Гутьеррес в середине декабря взял на себя роль председателя на церемонии подписания нескольких деловых соглашений. В числе прочего была подписана сделка по покупке корпорацией Home Depot небольшой китайской сети хозяйственных магазинов, а также покупка авиакомпанией Shanghai Airlines авиационных двигателей производства General Electric на сумму $550 млн. Дисбаланс в торговых отношениях между двумя странами в последнее время неуклонно растет, и США оказывают на партнера давление с целью исправить эту ситуацию. Госпоже У придется учитывать это на переговорах и в то же время помнить о соблюдении интересов Китая.

В прошлом У И приходилось работать водителем бульдозера, и, вероятно, с тех пор у нее сформировался упорный характер. Он проявился, в частности, на переговорах, завершившихся в 2001 г. вступлением Китая в ВТО. Значительную роль в успехе переговоров сыграла У. Ее прямоту и бескомпромиссность с уважением отмечали даже те, кто сидел по другую сторону стола переговоров. Эти же качества помогли успокоить критически настроенных деятелей внутри страны, опасавшихся, что Китай сделает слишком большие уступки иностранцам. После 2001 г. У последовательно занимала ряд постов, решая всевозможные задачи – от реформы национальной системы медицинских учреждений до борьбы с контрабандой.

“Она пользуется огромным авторитетом в Коммунистической партии Китая и в правительстве, ее очень уважают как простые люди, так и зарубежные бизнесмены, – говорит Крис Мерк, глава азиатского подразделения компании APCO Worldwide, на протяжении многих лет взаимодействовавший с У И. – Она с предельной честностью отстаивает интересы Китая”.

Эта женщина действительно сильно выделяется на фоне китайской бюрократии, причем даже не только полом (среди китайских руководителей преобладают мужчины), но и умением приходить к соглашению, несмотря на серьезнейшие противоречия. Кроме того, У твердо убеждена, что открытость для иностранных инвестиций и торговли выгодна Китаю. Все это позволяет надеяться, что новый раунд переговоров с США позволит прийти к ощутимым положительным результатам.

Вместе с тем, даже будучи главным представителем Китая на торговых переговорах, У не обладает неограниченными полномочиями. Чтобы достичь продвижения по важнейшим пунктам повестки, в частности по вопросу о курсе обмена валют, ей необходимо заручиться одобрением всего китайского руководства. Сделать это очень непросто для человека, имеющего репутацию технократа, а не политикана – создателя коалиций.

Не менее важен и вопрос о том, насколько долговечным окажется влияние У. Ее прямолинейная манера все чаще оказывается не ко двору в администрации президента Ху Цзиньтао и правительстве, которое возглавляет Вэнь Цзябао, – в этих структурах на первом месте стоит принцип консенсуса. Кроме того, У уже 68 лет, она приближается к возрасту, в котором высшие руководители Китая обычно уходят в отставку. “Ей свойственна широта взглядов и поразительная практичность, – говорит Йорг Вуттке, вице-президент Торговой палаты ЕС в Китае. – Я с тревогой думаю о том, кто может прийти ей на смену после ее отставки”.

Решительность в сочетании с непредвзятым отношением к иностранцам помогают У находить общий язык с представителями Запада. Ей, в частности, удалось смягчить позицию таких суровых критиков Китая, как сенаторы Чарлз Шумер и Линдси Грэм, поначалу выступавших за введение карательных санкций по отношению к КНР. У встретилась с ними в марте, во время их визита в Пекин накануне сенатского голосования по принятию закона о повышении импортных пошлин на китайский импорт. “Общение с вице-премьером доставляет настоящее удовольствие, – признает Грэм. – Она по-настоящему прямолинейна, такой человек очень пригодился бы в американском суде”.

У И родилась в 1938 г. в городе Ухань (центральная провинция Хубэй) в бедной интеллигентной семье. С 1956 по 1962 г. она училась сперва в Северо-Западном политехническом институте, затем в Пекинском нефтяном институте. В начале 1960-х вступила в Коммунистическую партию Китая. Некоторое время работала на севере страны на нефтеперерабатывающих предприятиях, поднимаясь все выше по служебной лестнице. В 1988 г. У получила должность заместителя мэра Пекина. Но наивысшие ее достижения относятся к периоду после 1991 г., когда У заняла пост заместителя министра иностранных дел и международной торговли. Здесь именно ей поручили неприятную задачу улаживания претензий США по поводу массового цифрового пиратства в Китае. У поразила американских партнеров по переговорам своим профессионализмом, а китайские соратники отметили ее способность отражать нападки иностранцев.

“Она бескомпромиссно защищает наши национальные интересы, но при этом проявляет гибкость в улаживании деталей и поиске решений”, – констатирует Лу Цзиньюн, профессор Пекинского университета международного бизнеса и экономики.

Добившись успеха на переговорах о вступлении Китая в ВТО, в 2003 г. У заслужила пост одного из четырех вице-премьеров и стала членом Политбюро КПК. Вскоре ей пришлось взяться за решение еще одной проблемы – реорганизации министерства здравоохранения. Это министерство поставило правительство страны в неловкое положение, пытаясь скрыть данные о вспышке атипичной пневмонии. Действия У помогли Китаю восстановить доверие международного медицинского сообщества. Сегодня вице-премьер помимо прочего ведает правительственной политикой в области борьбы со СПИДом.

Решая проблемы, У серьезно вникает в них, не ограничивается общим руководством. Когда компания, строящая нефтеперерабатывающий завод, пожаловалась на нехватку квалифицированных сварщиков, У быстро снабдила строителей контактами с другой командой, заканчивавшей в то время работу над соседней электростанцией. Специалисты вспоминают также случай, когда представители General Motors и других автомобилестроителей стали жаловаться на обилие контрафактных свечей зажигания. У решила проблему очень быстро: под ее руководством фальсификатор был найден и приговорен к двум годам тюрьмы.

Интервью вице-премьер не дает – на все просьбы иностранных журналистов о встрече с ней правительственные чиновники отвечают отказом. С 2003 г. У не дает интервью и китайским журналистам. Она, похоже, знает о своей репутации железной леди, а в кругу политиков нередко проявляет и чувство юмора. Прилетев в апреле в Вашингтон для подписания серии торговых соглашений, она вошла в зал переговоров со словами: “Я вижу, что подавляющее большинство здесь составляют мужчины. Это значит, что мое положение будет слабым и проигрышным”. В зале воцарилась тишина, но У тут же добавила по-английски: “Это была шутка”. (DJ, 14.12.2006, Александр Силонов)