Сближение непохожих
Крупнейший автомобильный концерн Европы лихорадит. В конце прошлого года в Volkswagen произошла смена гендиректора. Вместо Бернда Пишецридера пришел Мартин Винтеркорн, до этого возглавлявший Audi, одно из подразделений Volkswagen. В ближайшее время должно состояться заседание совета директоров, главный пункт повестки дня которого – реорганизация правления, группы топ-менеджеров, отвечающих за оперативное управление компанией.
Если план реформ будет принят, компанию может покинуть еще один ключевой топ-менеджер, отвечающий за бренд Volkswagen, – 46-летний Вольфганг Бернхард. В рамках запланированной реорганизации совет директоров Volkswagen предложил Бернхарду взять на себя ответственность за производство всех моделей и брендов концерна. Бернхард в ответ заявил, что смена круга полномочий нарушает условия его контракта, который истекает в 2010 г.
Бернхард пришел в Volkswagen в октябре 2004 г. c практически безупречной репутацией в глазах инвесторов. Достаточно сказать, что на следующий день после того, как стало известно, что он согласился принять предложение тогдашнего гендиректора Пишецридера покинуть Chrysler, капитализация немецкого автоконцерна выросла на $1,25 млрд.
С тех пор он выполнял ключевую роль в реструктуризации компании, затеянной Пишецридером. Volkswagen, как и его американские конкуренты General Motors и Ford Motor, отчаянно сопротивляется конкуренции азиатских соперников, растущим затратам и простою производства. С 2001 по 2005 г. прибыль компании непрерывно снижалась (на 60% за четыре года), но в начале прошлого года вновь стала расти – в основном благодаря появлению новых моделей Volkswagen.
Именно Бернхард убедил влиятельный профсоюз Volkswagen согласиться на значительное – на 20% – сокращение зарплат. Это было непросто. Пришлось пригрозить переводом производства нового внедорожника за пределы Германии. Позже ему же удалось еще раз убедить профсоюзы пойти на уступки: они согласились увеличить рабочее время без изменения заработной платы. Именно по инициативе Бернхарда в прошлом году компания приняла решение прекратить продажи седана VW Phaeton стоимостью $68 000 на американском рынке, где машина так и не сумела завоевать популярность. Эту модель считают детищем Фердинанда Пьеха, который занимал пост гендиректора Volkswagen с 1993 по 2002 г.
Неудачный выпуск на рынок VW Phaeton в 2002 г. послужил одной из причин отставки Пьеха. Но к концу 2005 г. Пьеху удалось убедить совет директоров автоконцерна Porsche, основанного его дедушкой Фердинандом Порше, увеличить свою долю в Volkswagen до 27,5%, потратив на приобретение акций более 3 млрд евро ($3,94 млрд). В результате сделки компания Porsche AG стала крупнейшим акционером Volkswagen.
С тех пор влияние Пьеха в Volkswagen значительно возросло. Теперь команда Пьеха и топ-менеджеров Porsche разработала план реорганизации совета директоров, согласно которому каждый из членов совета директоров должен отвечать за свой участок работы, будь то производство, разработка или продажи. Именно так работает совет директоров Porsche. С этим планом реорганизации категорически не согласны Бернхард и еще несколько членов правления.
Они утверждают, что управленческая структура Porsche, которая в год продает менее 100 000 машин (все под одной маркой), не подходит разветвленному и диверсифицированному концерну с широкой линейкой брендов, начиная со сверхдорогих Bentley и Lamborghini и заканчивая экономичными моделями Volkswagen и Skoda. Volkswagen выпускает более 5 млн машин в год, на его заводах работает свыше 340 000 человек.
На личных встречах с членами совета Бернхард утверждал, что все успехи концерна связаны с преодолением барьеров между его подразделениями. Он рассказал о том, как ему удалось снизить стоимость одной из новых моделей более чем на $2000. Бернхард собрал сотни инженеров, экспертов, дизайнеров и маркетологов в большом зале неподалеку от офиса Volkswagen и запретил им выходить оттуда, пока они не найдут способ выпустить машину в срок и в рамках бюджета. Потом эта практика нашла широкое применение при разработке других моделей.
До прихода в компанию Бернхарда каждый сотрудник выполнял лишь работу в рамках своих полномочий. По мнению Бернхарда, такие ограничения сдерживали общение между отделами по основным вопросам, таким как планирование новых моделей в рамках бюджета или сокращение количества часов, отведенного на сборку автомобилей, которое, по данным исследования, в компании Volkswagen в два раза превышает аналогичные нормативы конкурентов. Бернхард убежден, что инженеры, эксперты, дизайнеры и рабочие смогут конструктивно сотрудничать лишь в рамках единой кросс-функциональной команды с ярко выраженным лидером. “Важно, чтобы сотрудники не боялись выходить за пределы своих формальных служебных полномочий. Сегодня отделы и подразделения бренда Volkswagen функционируют и активно сотрудничают. Но достаточно опять разделить команды – и все усилия пойдут насмарку”, – предостерегает один из топ-менеджеров Volkswagen.
Но отстоять свою точку зрения Бернхарду вряд ли удастся. Позиции Пьеха и Porsche в совете директоров Volkswagen необыкновенно сильны. И они только укрепились после того, как на пост гендиректора Volkswagen пришел Мартин Винтеркорн, бывший глава подразделения Audi. Это назначение вызвало волну недовольства среди инвесторов – не секрет, что Пьех и Винтеркорн поддерживают дружеские отношения и именно Винтеркорн сыграл одну из ключевых ролей в создании модели Phaeton.
Пьех ясно дал понять, что он в гораздо большей степени удовлетворен работой отделения Audi под руководством Винтеркорна, чем работой Volkswagen. “Половина компании признает мое лидерство и процветает, вторая половина бунтует и прозябает”, – сказал Пьех.
По данным из достоверных источников, Бернхард не намерен продолжать свою работу в компании, но чему именно он посвятит себя после ухода из Volkswagen, пока не ясно. (WSJ, 30.12.2006, Полина Михалева)