Когда время – деньги
В марте 2005 г. супруги Стюарт Баттерфилд и Катерина Фейк продали Flikr, созданный ими сайт обмена фотографиями, корпорации Yahoo! Ни Баттерфилд, ни Фейк не знали, что сторгованная ими цена ($30 млн) вскоре будет казаться неоправданно низкой. News Corporation Руперта Мердока спустя пять месяцев купила блогерский сайт MySpace.Com за $580 млн. А через год Google заплатил за сайт обмена видеофайлами YouTube.Com $1,65 млрд. “Задним умом мы понимаем, что нам лучше было бы, наверное, выждать. Но только если бы нашей целью было оптимизировать цену продажи”, – говорит Баттерфилд.
История создателей Flikr далеко не единична. В 1995 г. Дэвид Картер, основатель компании – производителя контента для мобильных телефонов S5 Wireless Management, должен был сделать подобный выбор. Другой его компании – разработчику технологий считывания штрих-кодов Vertical Technologies срочно нужны были деньги для развития. “Мы росли, а у роста есть цена”, – говорит Картер. Он продал S5 конкуренту за $8 млн. Их вложил в Vertical Technologies и уже в 2000 г. продал ее за $20 млн.
Основатели Flikr, в свою очередь, руководствовались личными мотивами при продаже своей компании. “Было так много разных факторов, – говорит Баттерфилд. – В нас вкладывали деньги наши друзья и родственники. И мы не могли продолжать дальше рисковать. Продажа бизнеса означала, что мы можем вернуть деньги нашим близким – и деньги достаточные, чтобы их жизнь качественно изменилась”. Помимо благородных мотивов супруги руководствовались пониманием высоких рисков бизнес-среды. “Никогда не знаешь, не разразится ли в Азии очередной кризис, не начнется ли рецессия, не случится ли новое 11 сентября, не предпримет ли атаку крупный конкурент”, – поясняет Баттерфилд. Картер говорит, что жизнь после продажи не кончается: “У предпринимателя может быть больше, чем один бизнес, в жизни. Создавать компании – это тоже карьера, и ступеней в ней может быть несколько”. (FT, 20.12.2006, Полина Михалева)