Большие города


Больше половины – 53% – населения 30 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), живет в 78 мегаполисах, городах с населением свыше 1,5 млн. Уровень урбанизации в ближайшие 25 лет будет только повышаться, говорится в опубликованном недавно ОЭСР исследовании “Конкурентоспособные города”.

На мегаполисы стран ОЭСР приходится 10–50% ВВП соответствующих стран. Лидер – Копенгаген, обеспечивающий 49,6% датского ВВП. Немного отстают Дублин, Брюссель, Хельсинки, Будапешт – на них приходится 42–47% ВВП их стран. А доля Вены, Лондона, Парижа, Стокгольма и Токио в национальных ВВП – 28–34% ВВП.

Эта экономичеcкая концентрация объясняется не только количественными факторами. В подавляющем большинстве мегаполисов производительность труда выше, чем в остальной части страны (особенно в американских, в Европе разница меньше). Жители мегаполисов больше работают и обладают более высокой квалификацией, а темп роста городского валового продукта обгоняет национальный ВВП. Мегаполисы притягивают человеческий капитал, финансы, инновации. Впрочем, расти мегаполисам, выяснил ОЭСР, имеет смысл лишь до определенного предела – 7 млн человек. Дальше связь между количеством населения и подушевым ВВП становится отрицательной, говорится в докладе.

Высокий уровень развития не обходится мегаполисам бесплатно, замечает соавтор доклада Эрин Берн. В крупных городах выше неравенство, уровень преступности превышает общенациональный на 30%, а 7–25% населения проживает в экологически неблагополучных районах. Зарабатывая больше, жители мегаполисов платят за это повышенным уровнем затрат, особенно на недвижимость, огромными затратами времени на передвижение от дома до работы, постоянным стрессом и страхом потерять работу, пишет ОЭСР.

Лекарство от этих проблем, говорится в докладе, – пространственное планирование. Создание “зеленых зон” улучшило условия жизни в 23,5-миллионном Сеуле, а передвижение по Лондону, Сингапуру и Стокгольму облегчило введение дорожных сборов. Чтобы мегаполис был конкурентоспособным, ему надо найти баланс между экономическим ростом и окружающей средой, говорит Марко ван Хук, сотрудник Европейского института сравнительной урбанистики.

С близлежащей территорией крупные города делятся частью богатства, а вот из других регионов выкачивают капитал, особенно кадры, констатирует ОЭСР. Мегаполисы растут за счет небольших городов, соглашается профессор департамента развития экономики города Университета Глазго Айвон Турок. Лондон вытягивает средства из других регионов Англии, говорит Турок. А сам Глазго, где он работает, ОЭСР относит наряду с Бильбао и Кливлендом к мегаполисам, расположенным в экономически депрессивных районах, главный ресурс развития для которых туризм. Перетекание ресурсов в мегаполисы – беда регионов, но развитие крупных городов повышает уровень жизни во всей стране, говорит президент Института экономики города Надежда Косарева. Но в России разница между крупными городами и остальными территориями меньше, считает Косарева: для многих городов характерен сельский уровень жизни с низкой доступностью образования, медицинских, транспортных и информационных услуг.