Плазма остыла


Когда Wal-Mart в конце ноября громко заявила о том, что собирается продавать роскошную плазменную панель Panasonic с высоким разрешением за $1294, крупнейший продавец электроники в США – сеть Best Buy выставила ту же модель за $1000, ниже себестоимости. По словам генерального директора Best Buy Брэда Андерсона, в тот момент, в День благодарения, это было необходимо. “Если мы предложим ту же цену, что Wal-Mart, мы проиграем”, – объяснял он.

Несмотря на немалый спрос на плоскоэкранные телевизоры, цены на них в течение года снизились в США приблизительно на 40%. Но американские магазины все равно забиты панелями, в том числе и магазины Wal-Mart, нового игрока в этом сегменте.

Best Buy пока удается отбиваться и от гигантской Wal-Mart, и от прочих многочисленных продавцов панелей и другой техники. Панели появляются в гипермаркетах, магазинах бытовых товаров и оборудования для офисов. В этом праздничном сезоне конкуренция между розничниками в сегменте техники особенно жесткая. По подсчетам Ассоциации производителей бытовой электроники, на него придется четверть трат на праздничные подарки, т. е. на 21% больше, чем в прошлом году. Пользуясь снижением цен, покупатели сметают с прилавков цифровые камеры, аудиоплейеры и приставки для видеоигр.

Best Buy старается удержать позиции, предлагая покупателям новые услуги. Например, чтобы привлечь экономных клиентов, сеть облегчила процедуру возврата покупки и получения кредита на нее – трехлетний кредит на домашний кинотеатр за $5000 можно оформить за несколько секунд.

Многие покупатели, готовые раскошелиться на дорогой телевизор, ожидают, что его привезут, установят и подключат к спутниковой антенне. Дискаунтеры пока редко предоставляли эти услуги. Например, в Wal-Mart телевизор помогут донести только до дороги. Wal-Mart еще предстоит повысить уровень сервиса и расширить ассортимент в своих отделах электроники, для которых не подходят те же технологии, что для продуктовых отделов и магазинов игрушек. Сейчас беспроцентный кредит в Wal-Mart предоставляется только на год, после этого проценты составляют 12–22. Еще одна проблема Wal-Mart в том, что его клиенты не приходят в магазины за дорогой техникой. Поэтому, например, попытка Sharp продавать в магазинах сети модную жидкокристаллическую модель Aquos в этом году закончилась неудачей.

Больше всего в битве за потребителя пострадала третья по величине сеть электронных товаров – Circuit City Stores, зафиксировавшая убыток в III квартале в результате снижения цен на телевизоры с большим экраном. Компания призналась, что была не готова к снижению цен конкурентами. “В прошлом году мы наблюдали борьбу между Best Buy и Circuit City, – говорит аналитик Pali Research Стейси Уидлитц, – в этом году игроков гораздо больше, это совсем другая ситуация”.

Но конкуренты Best Buy быстро устраняют недостатки. К примеру, Costco ввела экспериментальную схему доставки и установки. А Wal-Mart начинает размещать панели на более выгодных местах в магазинах и нанимает новых менеджеров по размещению товара. Все-таки у Wal-Mart почти 4000 магазинов в США, а у Best Buy и Circuit City даже вместе взятых сеть в два раза меньше, и им стоит остерегаться лидера розничного рынка. (WSJ, 20.12.2006, Кирилл Корюкин)