Одинаковые корзины


За последние семь лет структура потребления в России сильно изменилась (см. таблицу): доля продовольственных товаров сократилась, а непродовольственных и услуг – выросла. Руководитель отдела исследований ING Юлия Цепляева уверена, что это не предел. До сих пор 10%-ный рост зарплат вел, по расчетам Цепляевой, к снижению “веса” еды в потребительской корзине на 2% процентных пункта, хлеба – на 0,4 п. п., а алкоголя – на 0,07 п. п. Цепляева предположила, что аналогичные зависимости будут действовать и в следующую семилетку, а реальные (с поправкой на инфляцию) зарплаты станут расти на 7–8% в год. Поможет изменению потребительской корзины и ускоренный рост кредитования (кредиты вырастут с 7% до 12–15% ВВП).

Тогда структура корзины россиянина и приблизится к западным стандартам. Доля еды упадет до 15% корзины, а услуг – вырастет до 45,5%. Похожие показатели скорее всего будут достигнуты не более чем за 10 лет, говорит Наталья Акиндинова из Центра развития. А эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков даже думает, что это произойдет за пять лет. Правда, если российские граждане будут все больше тратить на жилье, то этот процесс замедлится, добавляет он. А вот доля услуг в корзине может расти еще быстрее, если цены на них продолжат ускоренно повышаться, говорит эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Может упасть и темп роста зарплат, если снизятся цены на нефть, предупреждает он.

А на одежду, бытовую технику и авто у россиян придется заметно большая доля расходов, чем у британцев и американцев. Этот перекос корзины Цепляева объясняет тем, что спрос на эти товары крайне далек от насыщения.

Если прогноз ING сбудется, в выигрыше окажутся ритейл, ресторанный бизнес, телекоммуникационный сектор, говорит Цепляева. А вот общественный транспорт и сектор ЖКХ могут проиграть, ведь госсубсидии населению на оплату этих услуг снижаются и может вырасти задолженность перед ними.

Сектор услуг готов к подъему. Оборот может расти на 20–50% в год и особенно ощутимым подъем будет в регионах, говорит PR-директор “Ростик-групп” Валерия Силина. За последние три года фитнес стал доступным для россиян со средним достатком, ведь годовую клубную карту за 25 000 руб. может купить и человек с доходом $1000 в месяц, говорит PR-директор “Страта Партнерс” (фитнес-клубы “Оранж” и “Сити фитнес”) Алла Хусаинова. А доходы туристической отрасли растут примерно на 30% в год и количество путешественников за ближайшие семь лет может вырасти вдвое, надеется гендиректор “Инна-Тур” Дмитрий Горин.

Впрочем, в странах, где ВВП на душу населения близок к российскому или чуть выше, до сих пор уходит на еду вдвое большая часть расходов, чем в среднем по Европе. Так, в Латвии (подушевой ВВП – $6240) доля еды в корзине – 35,9%, в Литве ($6760) – 42,9%, а в Эстонии ($8710) – 20,4%, говорит Виктор Трасберг, доцент факультета экономики Тартусского университета. Не сильно изменилась потребительская корзина и со вступлением прибалтов в ЕС, но люди начали ориентироваться при покупке не на цену, а на качество, считает Трасберг. По его прогнозу, структура прибалтийских потребительских корзин приблизится к европейской, только когда уровень дохода прибалтов повысится хотя бы до польского. А вот южнокорейские потребители уже догоняют европейцев. В 2006 г. доля расходов на оплату услуг связи превысила траты на одежду, образование и медицинское обслуживание. А на первом месте в структуре расходов, по данным Банка Кореи, – аренда жилья и оплата коммунальных услуг (17%).