Мировая реклама замерла
Банк Merrill Lynch и два медиаселлера (ZenithOptimedia, принадлежащая Publicis Groupe, и GroupM, часть WPP Group) прогнозируют, что в 2007 г. рост расходов рекламодателей во всем мире замедлится. В Zenith считают, что рост расходов на рекламу в США в будущем году составит 4,2% по сравнению с 4,8% в этом году, основная причина – снижение объема рекламы на эфирном телевидении. GroupM ожидает рост 2,4% по сравнению с 2,7% в этом году.
Порадовал рынок только Merrill Lynch, немного повысивший прогноз на 2007 г., но рост коснется только Интернета, наружной рекламы и “Желтых страниц”. Однако прогноз банка выглядит не так оптимистично, если посмотреть на разбивку рекламодателей по отраслям. Расходы на рекламу в автомобилестроении, лидера, на которого приходится 14,9% рынка, увеличатся на 1,6%, что меньше, чем в большинстве других секторов. По подсчетам Merrill Lynch, в числе ведущих в основном компании, тратящие на рекламу относительно мало, такие как гостиницы и продавцы программного обеспечения.
На цены продолжает давить и появление новых носителей. Интернет уже не единственная альтернатива традиционным СМИ. Например, за региональными рекламодателями, которые раньше платили в основном местным радио и телевидению, теперь гоняются кабельные каналы. “Благодаря Интернету и растущей конкуренции цены на рекламу стали более рациональными”, – полагает аналитик Merrill Lynch Лорен Рич Файн. Все эксперты сходятся в том, кто станет первыми жертвами спада, – это телекомпании и газеты, выручка которых в последние два года либо росла слишком медленно, либо падала.
По прогнозу Zenith, совокупные затраты на телерекламу в США в будущем году вырастут только на 0,5% по сравнению с 5,4% в этом году. При этом на эфирном телевидении падение составит 1,5%. Во всем мире ее доля также падает, считает генеральный директор ZenithOptimedia World-Wide Стив Кинг. Рост в сегменте газетной рекламы в США замедлится с 2,5% в этом году до 2% в будущем, считают в Zenith, а GroupM прогнозирует падение выручки на 0,4% в этом и в будущем году.
И Merrill, и GroupM полагают, что и бурный рост рынка интернет-рекламы в будущем году несколько замедлится, хотя он будет продолжать расти более чем на 10% в год, чему старым СМИ останется только завидовать.
Zenith, впрочем, считает, что расходы на интернет-рекламу в будущем году вырастут на 29% по сравнению с 25% в этом, в первую очередь за счет онлайновой интернет-рекламы, рынок которой начал быстро развиваться в этом году. Правда, на интернет-рекламу пока приходится небольшая доля рынка – по подсчетам Zenith, в этом году она составит 5,8%. К 2009 г., по мнению экспертов, в США и на нескольких других ведущих рынках она увеличится более чем на 10%. Сейчас, по данным компании, 37% мирового рынка приходится на телевизионную рекламу.
А рекламный рынок России растет. Только за девять месяцев этого года он увеличился на 27% до $4,24–4,32 млрд. Больше всего, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, рекламодатели потратили на телевидение – $2,07–2,09 млрд, а рост этого рынка составил 35%. Рынок рекламы в прессе составил $1,09–1,11 млрд, он увеличился на 15%. Реклама в газетах выросла на 17%, в журналах – на 19%, а в рекламных изданиях – на 8%. На наружку рекламодатели потратили $790–810 млн (28% роста), на радио – $210–220 млн (10% роста), а самыми быстрыми темпами растет реклама в Интернете, ее объем составил $60–65 млн, а рост – 65%. (WSJ, 4.12.2006, Кирилл Корюкин)