Baidu займется поиском в Японии
По словам председателя совета директоров и гендиректора Baidu Робина Ли, точный срок открытия японской поисковой службы не определен, но компания уже сейчас набирает в штат японских специалистов и создает офис в Токио. В дальнейшем Baidu намерена выйти и на другие азиатские рынки, говорит Ли.
Многие высокотехнологичные компании из Китая, достигшие успеха в своей стране, активно ведут бизнес за рубежом. Очень быстро растут зарубежные доходы корпорации Huawei Technologies, производящей телекоммуникационное оборудование для продажи прежде всего в развивающихся странах. А Lenovo Group в прошлом году купила подразделение персональных компьютеров IBM – правда, с тех пор ей не удалось значительно расширить присутствие на международном рынке.
Экспансия Baidu в Японию приведет к серьезному обострению конкуренции на рынке онлайнового поиска. В Китае Baidu долгое время имела преимущество перед лидерами мирового рынка – Google и Yahoo!. Число пользователей Интернета в КНР превышает 120 млн – по этому показателю страна уступает только США. Однако китайский рынок онлайновой рекламы пока не очень обширен. Иная ситуация в Японии: здесь доминируют поисковые службы Google и Yahoo!, а объем рынка рекламы в Интернете достигает $1 млрд в год. “Это в четыре раза больше, чем в Китае, – признает Ли. – Мы тщательно изучили японский рынок. Лидируют там две компании, с которыми мы уже очень хорошо знакомы. Думаю, мы сможем их превзойти”.
Японским подразделением Yahoo! управляет СП материнской компании и японской Softbank. Его сайт, по оценкам аналитической компании Alexa Internet, сейчас самый популярный онлайн-ресурс на японском языке, сайт Google занимает 2-е место по посещаемости.
В Китае же наиболее популярный ресурс – сайт Baidu. Китайский сайт Yahoo! находится там на 6-м месте, англоязычный Google – на 8-м, а раздел Google на китайском языке находится в рейтинге еще ниже.
Baidu готовилась к выходу на японский рынок около полугода. “Мы собираемся вести там бизнес самостоятельно, но открыты для сотрудничества с местными компаниями”, – говорит Ли. Сколько его компания планирует инвестировать в проект, он не уточняет, отмечая лишь, что у Baidu нет проблем с деньгами. В сентябре 2005 г. компания провела IPO на Nasdaq, что принесло ей порядка $138 млн.
В Китае успехи Baidu во многом определялись ее известностью на домашнем рынке и тесным сотрудничеством с китайскими регулирующими органами (в частности, китайские интернет-компании вынуждены фильтровать контент в соответствии с требованиями цензуры). За рубежом эти преимущества исчезнут. Впрочем, Ли утверждает, что успехи его компании не связаны с поддержкой властей КНР. “Просто мы лучше понимаем китайского пользователя и адаптируем свои службы к его потребностям”, – говорит он. (WSJ, 4.12.2006, Александр Силонов)