Где родился Уистлер
Когда на судебном заседании по иску Уистлера к писателю и критику Джону Рескину (автору книги «Камни Венеции» и основоположнику жанра арт-эссеизма) художника спросили, где он родился, он ответил – в Петербурге. Соврал, конечно. Родился он в штате Массачусетс, а в Петербург приехал в 8 лет вместе с отцом, военным инженером, которого позвали строить Николаевскую железную дорогу. И прожил там до 14 лет.
Но, говоря о «родине», Джеймс Эббот Макнил Уистлер имел в виду, что именно в Петербурге он решил стать живописцем. Пока папа клал шпалы, мама и сын ходили по музеям и выставкам. Уистлеру все так понравилось (особенно Айвазовский), что он начал рисовать и даже поступил в Академию художеств. Потом семья вернулась в США, Уистлера отдали в военную академию в Вест-Пойнте, но вскоре он был отчислен за неуспеваемость.
Перебрался в Париж (а не в Петербург – что характерно, так как в середине XIX века именно Париж был мировой арт-столицей), где продолжил учиться живописи в независимых студиях, в которых чуть позже появились такие скромные воспитанники, как Ренуар и Клод Моне. Потом Уистлер переехал в Лондон, и началось: набравшись французских импрессионистических идей, он вскоре стал одним из гуру лондонской арт-сцены, влиятельным арт-чиновником, полемистом, реформатором (в том числе в области дизайна). И сегодня считается главным американским художником XIX века (впрочем, за него борются и англичане).
Выставка, озаглавленная «Уистлер и Россия», естественно, рассказывает не столько о юношеских годах художника, воспоминаний о которых сохранилось немного, сколько о его постпетербургских русских контактах. Его живописью увлекались Дягилев и мирискусники. У него училась Остроумова-Лебедева. А Репин, входивший в жюри Всемирной выставки в Париже в 1900 году, вручил Уистлеру Гран-при.
Уистлер не подписывал картины собственным именем, а ставил пиктограмму – бабочку как символ дендизма и «чистого искусства». И вообще был достаточно эксцентричным человеком. С Рескиным, кстати, он судился из-за того, что тот поиздевался над одной из его картин, сказав, что это «банка краски, выплеснутая в лицо зрителю». Сегодня такая характеристика звучит скорее как комплимент: наверняка под влиянием меткого словца Рескина спустя сто лет Джексон Поллок изобрел технику дриппинга (разбрызгивание краски по холсту), а вместе с ней и абстрактный экспрессионизм. Но это уже другая история.
Выставка в Третьяковке почти целиком привозная: вещи на нее дали Галерея Тейт, Британский музей, Художественный институт Курто, вашингтонская Национальная галерея, музей Метрополитен и еще почти два десятка мировых музеев.
8 декабря – 15 февраля, «Уистлер и Россия», Третьяковская галерея, Инженерный корпус, Лаврушинский пер., 10, тел. 230 77 88