Секрет императора


Французские гравюры XVIII века русский император собирал тайно. Можно понять почему: французское искусство того времени было исключительно разнузданным. Это сегодня мы видим в нем только едва уловимые намеки на эротизм. А тогда все считывалось абсолютно однозначно.

Например, такая картина: девушка дремлет в кресле, а из ее рук вываливается некая книжица. Согласно иконографии того времени эта сцена означает, что девушка читала эротический или даже порнографический роман, размечталась, все себе представила и утомленно заснула.

А были и еще более откровенные картины. Художники круга величайшей куртизанки, возлюбленной Людовика XV мадам Помпадур, любили делать ее портреты, не стесняясь изображать заказчицу в обнаженном виде. А были и порногравюры (в частности иллюстрации к маркизу де Саду), и порнокарикатуры (в том числе на ту же мадам Помпадур), которые рассматривались коллективно в салонах, наверняка в перерывах между философическими беседами. Просвещенные аристократы были просвещены во всем.

А Николай I жил в гораздо более ханжеской России и в гораздо более чопорном XIX веке. Вот и сделал тайну из того, что его предшественники считали хорошим тоном.

Еще одна интрига выставки в том, что, как объявляют ее организаторы, эти гравюры были обнаружены в Эрмитаже недавно. При том, что хранились там давно. Куда же, спрашивается, смотрели хранители прежде?

Название экспозиции – «Трумф Эроса: искусство и соблазн во Франции XVIII века». Помимо гравюр, что собирал император, в нее включены и картины Буше, Ватто, Натуара, Ланкре и других. Но главный акцент кураторы сделали на «Грозящем Амуре» – мраморной скульптуре Фальконе, который вообще-то специализировался именно на мелкой, декоративной пластике, а вовсе не на медных всадниках.

24 ноября – 8 апреля, Эрмитажные комнаты, South Building, Somerset House, Strand, Лондон