Детройт просит помощи


Буш впервые принимает руководителей “большой американской тройки”. Встреча должна была состояться еще весной, но несколько раз откладывалась. В какой-то мере она была спровоцирована самим Бушем: в январском интервью The Wall Street Journal президент в ответ на вопрос о тяжелом положении американских компаний сказал, что их главная проблема – отсутствие “современных продуктов”. В ответ на это заявление гендиректор Ford Алан Малалли и гендиректор GM Рик Вагонер планировали приехать на встречу на гибридных Ford Escape и Saturn VUE Green Line.

Тема альтернативного топлива включена в повестку встречи, но не является главной. Гораздо важнее для автопроизводителей вопросы энергетики, здравоохранения, торговой политики и подорожания сырья, особенно стали. Накануне встречи представитель GM Грег Мартин сказал, что гендиректора не будут добиваться привилегий только для автопрома, но, по его словам, компании надеются, что встреча поможет “прийти к новой точке зрения на вопросы, которые затрагивают весь промышленный сектор”.

Все три компании активно сокращают затраты. В совокупности к 2008 г. детройтские компании планируют уволить 78 000 рабочих. В III квартале 2006 г. GM потеряла $115 млн, а за три квартала – $3,8 млрд. Убыток Ford в III квартале составил $284 млн.

Расходы на здравоохранение – самая большая проблема для детройтской тройки. По данным исследования компании AlixPartners, два года назад GM, Ford и Chrysler по прибыльности почти не уступали Toyota – без учета затрат на здравоохранение и страховку. В этом году GM должна сократить затраты на медицинское страхование с $6 млрд до $5 млрд в год, Ford – до $7,8 млрд. По заявлению гендиректора Chrysler Томи Ласорда, в цену каждого автомобиля Chrysler заложено $1300 на страховки и пенсии сотрудникам компании.

По теме здравоохранения и страховок уже предложено несколько вариантов решения. Сами компании высказывались в пользу передачи затрат на здравоохранение и страховку в ведение госструктур. Вопрос должен решаться на политическом уровне. Демократы выступают за частичное сохранение нынешней системы, республиканцы – за то, чтобы работники сами платили за свою страховку. (Использованы материалы FT, WSJ.)