Под натиском японцев и рабочих


Объявление об отставке последовало спустя всего шесть месяцев после того, как VW продлила контракт с Пишецридером до апреля 2012 г. Гендиректор VW неоднократно спорил с Пиэхом из-за разных взглядов на стратегию, структуру собственности и методы повышения прибыльности компании. А совсем недавно они повздорили, обсуждая роль, которую VW должна сыграть в потенциальной многомиллиардной сделке, которая может привести к созданию крупнейшего в мире производителя грузовиков.

В официальном заявлении VW, распространенном во вторник, говорится, что члены наблюдательного совета и 58-летний Пишецридер пришли к согласию по поводу отставки. Союзник Пиэха, 59-летний Мартин Винтеркорн, возглавляющий подразделение VW – Audi, назван преемником Пишецридера, который проработает на посту гендиректора до конца года. Винтеркорн возглавлял Audi с 2002 г. и может похвастаться стабильной прибыльностью своего подразделения.

Жертвы Toyota

Проблемы, с которыми столкнулся в VW Пишецридер, являются общими для всех немецких компаний, которые пытаются радикально сократить издержки под давлением конкурентов из Азии, но при этом не могут справиться с профсоюзной оппозицией. Хотя трудовое законодательство Германии защищает в первую очередь интересы профсоюзов, некоторым немецким компаниям, например Siemens, удалось провести масштабные сокращения рабочих мест. Пишецридер только собирался сделать это – его целью было увольнение не менее 20 000 работников.

Не только у VW возникли проблемы с издержками – автопроизводители по обе стороны Атлантики пытаются приноровиться к изменившемуся рынку. Успехи конкурентов из Азии, в первую очередь японской Toyota, стали причиной убыточности американских операций таких компаний, как General Motors, Ford Motor и DaimlerChrysler.

Европейские автопроизводители пострадали точно так же. Toyota и другие азиатские компании активно наращивают свою долю рынка в Европе, в то время как VW вынуждена платить более высокие зарплаты свои работникам и тратить время на споры с профсоюзами, доказывая необходимость переноса производства в страны с более дешевой рабочей силой. На этом фоне Пишецридер выглядит просто еще одним главой европейского автоконцерна, который вынужден досрочно уйти в отставку. В январе Юрген Шремпп уступил место гендиректора DaimlerChrysler Дитеру Цетше, а в сентябре Жан-Мартин Фольц объявил об уходе из французского PSA Peugeot-Citroen. Его сменит бывший глава Airbus Кристиан Штрейф.

Пока не ясно, как поведет себя Вольфганг Бернхард, бывший топ-менеджер DaimlerChrysler, приглашенный Пишецридером на должность главы ключевого подразделения концерна – собственно бренда VW. В 2000–2004 гг. Бернхард провел масштабную реструктуризацию Chrysler, и аналогичная задача была поручена ему в VW.

Разочарование Пиэха

Внук основателя Porsche 69-летний Фердинанд Пиэх считается одной из наиболее влиятельных фигур в европейском автопроме. Он руководил VW до прихода в компанию Пишецридера и сейчас возглавляет ее наблюдательный совет. В прошлом году Пиэх выступил консультантом сделки по приобретению Porsche 20% акций VW. После этого два топ-менеджера из Porsche вошли в совет VW, усилив влияние Пиэха в компании.

Конфликт между Пиэхом и Пишецридером казался исчерпанным после продления контракта с гендиректором VW. Но в последнее время, как говорит источник, знакомый с ситуацией, член наблюдательного совета VW, гендиректор Porsche Венделин Видекинг начал добиваться изменения структуры управления компанией с целью сокращения власти Пишецридера. По словам источника, Видекинг полагает, что “в руках Бернда Пишецридера сконцентрировано слишком много власти, а дискуссии в наблюдательном совете малоконструктивны”.

Именно Пиэх пригласил Пишецридера в VW в 2000 г., после того как тот был вынужден покинуть пост гендиректора другого немецкого автогиганта – BMW из-за крайне неудачной инвестиции в британскую Rover. В 2002 г. Пишецридер сменил Пиэха на посту гендиректора VW, прибыли которой начали немедленно сокращаться. Частично это произошло из-за того, что компания, следуя указаниям Пиэха, вложила слишком много средств в разработку моделей для премиального сегмента, например седана Volkswagen Phaeton стоимостью $68 000. Прибыль упала до 697 млн евро в 2004 г. по сравнению с 2,9 млрд евро в 2001 г. и более чем 2,5 млрд евро в 2002 г. Особенно сильно сократилась прибыльность американского подразделения VW.

Последние два года Пишецридер сосредоточился на сокращении затрат в Германии, где занята примерно половина из 344 000 сотрудников концерна. В конце 2004 г. он нанял Бернхарда руководить брендом VW. В прошлом году Бернхарду удалось уговорить влиятельный профсоюз IG Metall согласиться с сокращением зарплаты на 20% для рабочих на заводе в Вольфсбурге, ради того чтобы получить заказ на производство новой спортивной модели. В этом году Бернхард добился согласия на увеличение рабочего времени без роста зарплаты на шести западногерманских заводах VW.

Однако Пиэх был не очень доволен тем, что прибыль концерна не возвращалась к прежним показателям. В интервью WSJ в феврале 2006 г. Пиэх выразил неудовольствие некоторыми решениями гендиректора, например снятием модели Phaeton с американского рынка, и намекнул, что работа Audi под руководством Винтеркорна ему нравится больше. “Половина компании следует моим указаниям, а другая половина – нет. Эта вторая половина при этом работает без особых успехов”, – сказал Пиэх.

По немецкому праву

Источник, знакомый с планами наблюдательного совета VW, утверждает, что даже после продления контракта с Пишецридером многие члены совета выражали недовольство “нерешительностью” гендиректора. “Контракт продлили, потому что велись переговоры с профсоюзами, – говорит источник. – Было бы очень несвоевременно увольнять его”.

Последний конфликт между Пиэхом и Пишецридером разгорелся, когда определялась позиция VW в битве между шведской Scania и немецкой Man. VW является акционером обеих компаний. Пишецридер поддерживал Man, стремящуюся поглотить шведскую Scania. Однако Пиэх не хотел, чтобы VW расставалась с долей в Scania, в которой немецкий концерн является крупнейшим акционером. Он считает, что VW должна сохранять долю в сегменте грузовых машин.

Инвесторы тоже часто критиковали Пишецридера за то, что VW плохо борется с издержками. Впрочем, у Пишецридера было оправдание: вторым по величине акционером VW является правительство земли Нижняя Саксония, задачей которого является защита рабочих мест в регионе. При этом представители профсоюзов занимают половину мест в наблюдательном совете компании. Такая необычная структура корпоративного управления обусловлена требованием законодательства: рабочие крупных корпораций должны участвовать в их управлении. (WSJ, 8.11.2006)