Не в срок и плохого качества
Нагрузка на ведомства с каждым годом растет – они получают от президента и премьера все больше поручений, констатировал в докладе к последнему заседанию правительства Нарышкин. Но все меньшее их число выполняется в срок. В 2002 г. из 4300 поручений с нарушениями выполнено 27%, в 2003 г. – 24,9% из 4400. С тех пор как изменилась структура правительства, а председателем его стал Михаил Фрадков, дела идут все хуже: в 2004 г. из 4500 поручений провалено 32,8%, в 2005 г. – 34,9% из 5300. А в 2006 г. ожидается, что не выполненных вовремя поручений будет 39,5% из 5400.
Документы приходят и с опозданием, и некачественные. За девять месяцев этого года 26% заданий возвращены на доработку, руководителям ведомств 69 раз указано на слабую исполнительскую дисциплину. Ничто не помогает – даже когда речь идет о самых важных поручениях. Из 33 мероприятий, необходимых для реализации послания президента в 2006 г., выполнено только 19, а из 48 мероприятий, заложенных в среднесрочную программу до 2008 г., – всего 20.
Из-за того что министерства поздно внесли нормативные акты к закону о производстве и обороте спирта, возник кризис на алкогольном рынке. Бизнес уже давно живет без внятных требований к безопасности, потому что не принимаются технические регламенты. Несмотря на 20 поручений, так и не внесены проекты постановлений правительства к закону о применении контрольно-кассовой техники. Все это мешает экономическому развитию страны и портит имидж власти, отмечается в докладе Нарышкина.
Министерства объясняют: все дело в сложности согласования документов. В правительстве говорят о низкой дисциплине исполнителей и недостаточном контроле со стороны министров.
Нагрузка на министерства распределена неравномерно: есть такие, где люди целыми днями в потолок плюют, а есть – где работают с утра до ночи и не справляются, как в Минэкономразвития, жалуется сотрудник этого министерства. А бывает – дают три дня и тут объективно нельзя успеть, ни о каком качестве не может быть и речи, вспоминает чиновник: когда инфляция за первые два месяца этого года съела почти половину годового прогноза и президент отругал кабинет, премьер поручил за три дня, включая выходные, написать пакет антиинфляционных мер. Или другой случай: после указания президента Фрадков потребовал от министра образования Андрея Фурсенко не спать и в считанные дни подготовить федеральную целевую программу развития нанотехнологий.
Проблема – в технологии прохождения документов, убежден чиновник одного из ведомств: “Если министерства не могут договориться, очевидно, что точку должен ставить аппарат правительства, как было при Касьянове”. Или последовать совету полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака и последнее слово оставлять за ответственным министерством.
Закон о доступе иностранцев к стратегическим предприятиям, который президент потребовал внести в Думу еще в прошлом году, шесть раз возвращался на доработку в Минпромэнерго. Схожая судьба у поправок к закону о недрах. Ни тот ни другой документы в докладе Нарышкина не упомянуты. “Собираемся, обсуждаем, договариваемся, но, как доходит до подписи премьера, все зависает, – недоволен высокопоставленный кремлевский источник. – Какое бы решение ни приняли, все тонет в Белом доме”.
Растущее число поручений – признак вырождения бюрократической машины, говорит профессор Высшей школы экономики Евгений Ясин: к 40% невыполненных поручений можно смело добавить 20–30% выполненных формально.
Прямую связь между работой правительства и ситуацией в экономике установить трудно, говорит независимый эксперт по госуправлению Павел Кудюкин, а в наших условиях многое еще определяется и конъюнктурой мировых цен на сырье.
Нет четких критериев, чтобы непосредственно связать эффективность правительства с темпами роста ВВП или инвестиций, соглашается аналитик Центра стратегических разработок Владимир Южаков: “Но эта связь отражается косвенно в росте коррупции и затрат малого и среднего бизнеса на преодоление административных барьеров, снижении рейтингов России по качеству госуправления”. А если поручения президента и правительства не затрагивают прямых интересов конкретных групп чиновников, они просто “заматываются”.
Правительство приняло доклад Нарышкина к сведению и призвало кабинет повысить уровень исполнительской дисциплины.