Татлинский призыв


Развалины дома-коммуны Михаила Гинзбурга на Новинском бульваре. Трещины на рабочих клубах Константина Мельникова. Не выдерживающие проверку временем бесчисленные дома 20-х годов. Жалкое зрелище. Печальные руины советской утопии. Они же – главная наша арт-гордость, главный вклад России в историю мировой художественной культуры.

Изобретали конструктивизм в большой степени исходя из практических нужд – простота конструкции, материалов, эстетический пуризм. Это была вынужденная экономичная модель мира, но идеологически она противопоставлялась шику и разнузданности буржуйской культуры. К черту мещанский быт с его кружевами да рюшками! Да здравствует новая простота, основу которой составляют вертикальные и горизонтальные линии.

По известным (пусть и не очень понятным) причинам в 30-е годы все это хозяйство у нас было не то что под запретом, но под прицелом. Зато на Западе вызвало настоящую эйфорию. Простота советского стиля неожиданно приглянулась предвоенному капитализму. Конструктивизм вошел на Западе в моду, словно и был изобретен на Западе. Капитализм противостоял социализму, но использовал его эстетику. Неоконструктивистских художников во всем мире насчитывались сотни, если не тысячи. В верности и любви к Малевичу и Татлину кто только ни клялся, их влияние заметно едва ли не во всех мегахитах XX века вплоть до новейшей архитектуры и живописи. И даже разработанный Ле Корбюзье план реконструкции Парижа, согласно которому полгорода должны были снести и на этом месте поставить одинаковые коробки (что, кстати, позже было сделано в Москве на Новом Арбате), злые языки приписывали злостному советско-конструктивистскому влиянию.

В конце 80-х конструктивизм вернулся обратно в Россию, его заново открывали нам ино-странные художники-медиумы, носители непрекращающейся авангардной традиции: например, Гюнтер Юккер, художник-гвоздодер, ваяющий свои скульптуры с помощью молотка и гвоздей – элементов конструкции. О нашем собственном искусстве мы узнали от них. Выставка «Европейский неоконструктивизм, 1930–2000» – это новое знакомство с носителями традиции.

На выставке свыше 150 произведений более 30 авторов из 15 стран мира, в первую очередь из Восточной Европы, в особенности из Словакии и Хорватии. Есть и мегазвезды модернизма: Соня Делоне, Йозеф Альберс, Лючио Фонтана, Мишель Сефор, Виктор Вазарели и другие.

С 8 ноября, Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25, тел. 694 28 90