Авиастопом
Сверхлегкие самолеты предоставят путешественникам дополнительные возможности, станут замечательным пополнением в корпоративном парке больших компаний. Сейчас в производстве находятся три модели – Cessna Mustang, Adam A700 и Eclipse, они должны появиться в продаже в ближайшие месяцы. Уже поступили заказы на три с лишним тысячи таких машин, причем около половины от фирм, которые хотят организовать авиатакси. Новые сверхлегкие самолеты дешевле, чем те, что сейчас используются в деловой авиации. Cessna Mustang стоит около $2,6 млн, что на 50% дешевле, чем самый маленький Cessna Citation. Adam A700 обойдется в $2,25 млн, Eclipse 500 – всего в $1,5 млн.
Вероятно, летать такими самолетами будут торговые представители или те, кто любит проводить выходные в Лас-Вегасе. Стоимость полетов на них – от $3 до $9 за километр; услуг пилота – 16 центов за километр. (Кстати, для того, чтобы управлять, необязательно быть очень опытным пилотом, достаточно пройти двухнедельный курс обучения.)
У маленьких самолетов есть один очевидный недостаток: при полных баках горючего на борт можно взять всего 300–350 кг, включая пассажиров, экипаж и багаж. Однако, если вы летите всего на 1000 км, то можно заполнить бак наполовину, тогда самолет поднимет 600 кг – достаточно, чтобы полететь отдохнуть всей семьей или отправить нескольких начальников на встречу.
Как и на любом боинге или аэробусе, лететь на сверхлегком самолете впереди лучше, чем в хвосте. В базовой комплектации в Eclipse установлены три пассажирских кресла. Можно, конечно, добавить четвертое, но тогда придется потесниться и не останется места для багажа. Два пассажира, сидящие впереди, смогут устроиться комфортно, не поджимая ног, правда, кресла расположены очень низко, если сравнивать, например, с боингом. А если у вас места сзади, то вовсе создается ощущение, что вы сидите на полу. Перемещаться по салону затруднительно: он очень тесный.
Кабина Adam больше, чем у Eclipse. Здесь можно посадить пятерых пассажиров и вдобавок сохранить багажное отделение в носовой части. В хвосте же туалет, что для сверхлегкого самолета роскошь. В Mustang за кабиной пилота есть только «экстренный туалет» (читайте – ведро), отгороженный занавеской. В Eclipse туалета нет. Верн Рэберн, президент Eclipse, сообщает, что большинство путешествий длятся один-два часа, поэтому в нем нет никакой необходимости. «Когда в Mercedes среди дополнительных опций предложат туалет, мы тоже об этом подумаем», – говорит он. (FT 30.09. 06, Майя Балабанова)