Гуру поневоле


Американский автор и консультант Патрик Ленсиони пишет необычные книги о менеджерах и для менеджеров. В них он постоянно использует приемы профессиональных сценаристов: создает образы “обаятельных негодяев”, не брезгует закрученными сюжетами и напряженными диалогами. В одной из книг – “Смерть на совещании” – он рассказывает историю гендиректора, оказавшегося в полном тупике. На помощь руководителю неожиданно приходит временный сотрудник, черпающий крупицы житейской мудрости в художественных фильмах и популярных телесериалах. Главная идея книги – каждому руководителю не помешает быть немного актером. Первая глава, “Человек”, состоит из 72 слов.

Читатели, уставшие от управленческого жаргона и сложных стратегических моделей, которыми переполнена деловая литература, с восторгом восприняли более легкий жанр. Никому не известный консультант превратился в успешного автора. Его книги нашли своих почитателей в Национальной футбольной лиге, среди членов артистической группы Blue Man Group и даже в рядах американского военного контингента в Афганистане.

Теперь известность помогает ему заниматься консалтингом. Клиенты с готовностью выплачивают ему около $50 000 за выступление и $60 000 за двухдневную консультацию. Среди удовлетворенных клиентов Ленсиони – Southwest Airlines, Cisco Systems и AT&T. Впрочем, отчасти он и сам удивлен своему успеху – ведь в его книгах нет ничего нового. “Я стал гуру поневоле”, – шутит Ленсиони.

Успех Ленсиони весьма показателен. Многие годы изучение поведения менеджеров не привлекало достаточного внимания со стороны профессоров бизнес-школ и консультантов. Но сейчас книги, посвященные психологии управления, пользуются несравненно большей популярностью, чем трактаты по управлению цепочками поставщиков.

Сам Ленсиони считает свои советы предельно практичными и реалистичными. Советы Ленсиони очень практичны, а в его речи почти нет профессионального жаргона, говорит один из его клиентов – Джефф Ламб.

Особенности поведения менеджеров могут оказаться важнее масштабных стратегических планов, убеждает он. В начале каждой консультации он просит собравшихся припомнить истории из детства. Затем они обсуждают разные типы личности руководителя.

Завершающие консультации похожи на “сеансы семейной психотерапии для руководителей”, рассказывает Рик Шульц, в прошлом один из клиентов Ленсиони. После его консультации Southwest перешла на новый формат совещаний, а другая компания уволила руководителя, который не умел работать в команде.

Когда-то Ленсиони мечтал о голливудской карьере, но получил экономическое образование и устроился в международную консалтинговую компанию Bain, где с удовольствием изучал “человеческую сторону бизнеса”, но не любил аналитических выкладок и цифр, которыми, на его взгляд, злоупотребляли консультанты.

Уволившись из Bain, Ленсиони поработал в компаниях Oracle и Sybase, а в 1997 г. открыл собственное консалтинговое агентство. Одна из самых популярных его идей, легшая в основу теории избегания конфликтов, пришла ему в голову, когда он ел печенье. Эту и другие свои гипотезы Ленсиони испытывал на своих клиентах, намеренно избегая традиционной деловой литературы. “Не хочу забивать свою голову чужими мыслями”, – говорит он.

В первой книге Ленсиони, увидевшей свет в 1998 г., главный герой – руководитель набирается житейской мудрости у уборщика пригородной электрички. В конце книги Ленсиони перечислил пять капканов, в которые может попасть менеджер, дополнил их диаграммами и полезными советами, а также составил тест, который помог читателям определить, насколько хорошо они усвоили содержание книги. Продажи пошли вверх.

С тех пор Ленсиони выпускает примерно по книге в год. Наибольшей популярностью пользуется его книга “Пять пороков команды” – по всему миру продано около 1 млн экземпляров. Работать над книгами Ленсиони любит в холлах международных отелей, где он попутно наблюдает за гостями. Даже своих героев он нередко называет в честь сотрудников отелей – официантов, швейцаров, горничных.

Книга “Пять искушений руководителя” понравилась Джеффу Ламбу из Southwest. В прошлом году он обратился к Ленсиони с просьбой проконсультировать генерального директора авиакомпании и научить его правильно общаться с подчиненными. Теперь в Southwest Airlines нередко пользуются советами Ленсиони – например, поощряют “здоровые” конфликты, а на совещаниях не отклоняются от повестки дня.

Но не все начинания Ленсиони были настолько успешными. Четыре года назад он попытался обучить принципам командной работы партнеров юридической фирмы. Ничего не получилось. Ленсиони считает, что причиной провала стало отсутствие в коллективе ярко выраженного лидера. “Не исключено, что я только усугубил ситуацию”, – говорит он.

И действительно, научиться принципам, которые проповедует Ленсиони, может быть весьма непросто. Шанс убедиться в этом в прошлом месяце выпал Стиву Куперу, генеральному директору молодой американской компании Labor Ready. Куперу требовалась помощь в разработке стратегии развития и обучении руководителей. Уже на второй день Ленсиони отругал Купера и его команду за полную разобщенность.

“Вы топчетесь на месте, – возмущался Ленсиони. – Ваши встречи напоминают заседание конгресса”. Он предположил, что собравшиеся не доверяют друг другу. Вскоре стороны заговорили начистоту. Один из менеджеров признался, что на совещаниях ему всегда было скучно, потому что обсуждалось мало интересных тем. Другой сказал, что не чувствует себя частью руководящей команды.

Эти признания убедили Купера в том, что он не сумел правильно интегрировать сотрудников и руководителей недавно приобретенных компаний. Критика Ленсиони помогла топ-менеджерам Labor Ready разработать программу адаптации и значительно улучшить атмосферу в коллективе. (WSJ, 23.10.2006, Полина Михалева)