Западные телекомпании скупают восточноевропейские


News Corp. с апреля инвестировала примерно $150 млн в телекомпании Сербии, Грузии, Польши и Турции в дополнение к уже имеющимся активам в Болгарии. Известно, что сейчас она ведет переговоры и о приобретениях в Латвии, хотя сама компания этого не подтверждает. Люксембургская RTL Group собирается прибавить к своим активам в России, Хорватии и Венгрии польскую телекомпанию. Летом прошлого года RTL выкупила 30% долей российского телеканала Ren TV у его основателей Ирены и Дмитрия Лесневских и предположительно собиралась довести свою долю до 49%. На прошлой неделе люксембургская компания увеличила долю в своей хорватской телекомпании с 65,5% до 74%. Ее соотечественница SBS Broadcasting SARL., контролируемая двумя американскими фондами прямых инвестиций и голландским издательским домом, заявила о желании расширить свои телекомпании в Румынии и Венгрии.

Экспансия западных компаний объясняется бумом на восточноевропейском рынке рекламы и меняющимися концепциями – инвесторы считают, что риски значительно снизились. В Центральную и Восточную Европу хлынули деньги таких гигантских рекламодателей, как Procter & Gamble, Renault и Microsoft, охотящихся за новыми потребителями. На востоке Европы меньше, чем на западе, и кабельных, и спутниковых каналов, и пользователей Интернета.

“Телевизионный рынок Центральной и Восточной Европы напоминает американский рынок в 1960–1970-х, – говорит Марк Рили, управляющий партнер фонда Media Group Investors, занимающийся медиаактивами. – Тогда телевизионный рынок рос более быстрыми темпами, чем рекламный рынок вообще, а последний – быстрее, чем вся экономика”.

По данным исследования PricewaterhouseCoopers, затраты на рекламу на эфирных телеканалах в Восточной и Центральной Европе в прошлом году увеличились на 18,3% до $7 млрд, в США – всего на 1% до $18 млрд.

Региональные риски пока достаточно велики, в том числе это бюрократические преграды. Некоторые страны или переживают последствия войн, или находятся на грани конфликта. В Сербии война шла в течение 10 лет. Нестабильность в Грузии может стать проблемой для News Corp. Впрочем, по мнению аналитика Morgan Joseph & Co., риски ниже в странах, вступивших в ЕС, таких как Польша. Но западным инвесторам пришлось многое пройти. В 1999 г. руководитель чешской телекомпании Central European Media Enterprises (CME), принадлежащей предпринимателю Роналду Лаудеру, захватил власть в компании. Власти не стали вмешиваться, и станция чуть не стала банкротом. Лаудер подал в суд на правительство и в 2005 г. вернул контроль над CME. С тех пор на подъеме рекламного рынка цена акций CME утроилась. Хорватская RTL Televizija стала приносить прибыль в этом году, через два года после своего основания.

“Развитие СМИ старого образца в США притормозилось, и нам приходится делать что-то новое, – говорит Мартин Помпадур, председатель совета директоров News Corp. Europe. – Мы также собираемся получать большую, чем сейчас, долю выручки за пределами США”. Болгарский опыт компании показал, что здесь можно получать значительную прибыль при небольших вложениях. News Corp. купила bTV, свою первую восточноевропейскую станцию, в 2000 г. За $100 000 была куплена лицензия, за $15 млн – оборудование. Возглавил компанию менеджер из Fox. Теперь это лидер болгарского телевидения. Канал, сильный своим новостным контентом, смотрит примерно 40% телезрителей с понедельника по пятницу. BTV настолько мала, что даже не фигурирует в отчетности News Corp., но, по мнению Помпадура, сегодня ее цена более чем в пять раз превышает первоначальную. (WSJ, 16.10.2006, Кирилл Корюкин)