От редакции WSJ: Путин – учитель Европы
В финском городе Лахти на берегу озера произошла встреча столь чаемой Европейским союзом “мягкой власти” с Владимиром Путиным. Каким бы хорошим ни было вино, какой бы располагающей ни была атмосфера, российский президент явно не намерен действовать мягко.
Европе давно пора ознакомиться с некоторыми особенностями современной глобальной политики, и президент Путин в этом смысле – отличный учитель. Кремль, еще несколько месяцев назад отмахивавшийся от Евросоюза как от бессмысленной бюрократической структуры, теперь видит в ЕС угрозу национальным интересам России. Европа – и как идея, и как пространство – оказалась слишком притягательной для бывших вассалов Москвы и обеспечила эмоциональным топливом демократические перемены в Грузии и на Украине, а также благодаря процессу расширения ЕС направила вектор развития большей части Центральной Европы в сторону Запада.
Запасшись нефтедолларами, а значит, и уверенностью в себе, Кремль хотел бы подавить этот процесс в зародыше. Сигналом о его намерениях стал временный сбой в поставках газа в Европу минувшей зимой. В последнее время Москва закрутила гайки в отношениях с Грузией – закрыла границы и занимается выдворением этнических грузин из России. Это воинственное поведение является сигналом Западу: держитесь подальше.
По мнению нынешних европейских фантазеров-постмодернистов, подобный подход к политике – расчет баланса геополитических интересов и прочая realpolitik – есть позорный отзвук темного прошлого или чего-то сугубо американского. Европа мягко уговаривает Россию открыть свои рынки для конкуренции и на цыпочках обходит вопросы ограничения свободы слова и демократии. Вот примеры эффективности такого подхода: 20-миллиардный проект Shell на Сахалине рискует пасть жертвой стратегии Кремля на восстановление контроля над энергетической сферой. Самый бескомпромиссный критик путинского режима – журналист Анна Политковская была недавно хладнокровно убита.
Но сейчас до Европы, возможно, начинает “доходить” – во многом благодаря новым членам ЕС, которые воспринимают своего большого восточного соседа с меньшим романтизмом. На минувшей неделе Евросоюз выступил с удивительно жестким демаршем в адрес политики Москвы по отношению к Грузии. Зависимость Европы от поставок энергоносителей из России уже заставила многих всерьез задуматься об альтернативах. Путин, без сомнения, постарается разделить Европу, задабривая Берлин или Париж.
Европейские наследники де Голля полагали, что общая внешняя политика ЕС будет формироваться в противовес США. Какими же несерьезными выглядят эти мечты сейчас, когда ЕС вплотную сталкивается с политикой Путина, которая оказывается проверкой способности блока постоять за себя. (WSJ, 20.10.2006)