Lada ждет конкуренции
Lada столько же...
“На самарском рынке из-за его близости к “АвтоВАЗу” отечественных автомобилей продается больше, чем в целом по России”, – говорит представитель компании “Самарские автомобили” Дмитрий Шумихин. По его словам, в Самаре удобнее отремонтировать и усовершенствовать автомобиль Lada, чем в других регионах, – здесь лучше развита сеть техобслуживания и больше тюнинговых компаний, которые могут поставить на вазовский автомобиль любые дополнительные опции. По данным “АвтоВАЗа”, в 2005 г. в Самарской области официальными дилерами было продано и поставлено на учет 46 000 автомобилей Lada, в первом полугодии 2006 г. – 25 000 машин. Единственный в Самаре дистрибутор автомобилей Lada – компания “Самара-Лада” – не раскрывает объемы продаж своих дилеров, но, по информации самого “АвтоВАЗа”, на Самару пришлась четверть от общих продаж завода по области: городские дилеры продали в 2005 г. 12 000 автомобилей. По словам менеджера компании “Самара-Лада” Игоря Сорочайкина, “АвтоВАЗ” практически не меняет объемов поставок автомобилей на самарский рынок, а иномарок продается все больше, поскольку рынок растет.
По данным источника на автозаводе, сейчас в реестре официальных дилеров “АвтоВАЗа” в Самаре значатся только две компании – “Сок-Лада” и “Самара-Лада”, контролируемые группой “Сок”. Год назад в Самаре кроме них в статусе прямых дилеров, получающих автомобили с завода, работали также “Бизнес-Авто” и “Лука-Авто”. По словам менеджера компании “Бизнес-Авто”, пожелавшего остаться неназванным, его компания работает сейчас с китайскими автомобилями Great Wall. За полгода работы продано около 40 внедорожников, рассказал сотрудник компании.
Представитель “АвтоВАЗа” утверждает, что у компании есть планы по наращиванию доли рынка. “Доходы и запросы населения растут, поэтому “АвтоВАЗ”, учитывая смещение спроса, планирует выпускать более дорогой и более качественный автомобиль класса С”, – говорит он. Кроме того, собеседник “Ведомостей” напоминает, что объем производства “АвтоВАЗа” сейчас ограничивается мощностями по выпуску двигателей. “Сейчас “АвтоВАЗ” занимается проектировкой завода двигателей, который позволит выпускать большее количество автомобилей”, – говорит он.
...а иномарок больше
Между тем рынок иномарок в Самаре растет теми же высокими темпами, что и общероссийский. “Продажи Volkswagen в Самаре в первом полугодии 2006 г. больше аналогичных за предыдущий год в 2,5 раза”, – говорит Елена Савенкова, представитель компании “Диверс-Моторз”, дилера Volkswagen. Продажи Renault в Самаре за первое полугодие 2006 г. составили 950 автомобилей – по сравнению с первым полугодием 2005 г. они выросли в два раза. “Такой же рост ожидается и в 2007 г.”, – говорит представитель компании “Авто-Поволжье”, дистрибутора марки в Самаре. В 1,2–1,5 раза увеличили свои продажи Toyota (2350 – за 2005 г., 1460 – за первое полугодие 2006 г.), Ford (около 750 – за 2005 г., 413 – за первое полугодие 2006 г.), Mitsubishi (около 900 – в 2005 г., 640 – в первом полугодии 2005 г.). По словам Шумихина из “Самарских автомобилей”, в 2006 г. ожидается рост продаж Ford в два раза. Дистрибуторы Renault, Nissan, Skoda ожидают роста продаж в 2,1, 1,5 и 1,8 раза соответственно.
В оценках продаж новых иномарок дилеры разошлись. Шумихин оценил их в 15 000–20 000 автомобилей, а гендиректор компании “Тойота-Центр – Самара” Андрей Лешков подсчитал, что иномарок было продано 13 000–15 000. Если верить этим данным, общий объем самарского рынка по итогам 2005 г. составил около 25 000–30 000 автомобилей, а рынок иномарок превысил рынок Lada как минимум на 8%.
По словам представителя автохолдинга Major Евгения Колосова, с учетом постоянного повышения цен на самые популярные модели Lada (“девятое”, “десятое” семейства и Kalina) им можно найти множество конкурентов на российском рынке, например Renault Logan (от $9000), Hyundai Accent ($11 500), Kia Spectra (от $11 500), Cevrolet Lanos от ($9000), Daewoo Matiz ($8000). “Перед Lada у этих моделей есть явные конкурентные преимущества”, – говорит Колосов. Он называет лучшее качество сборки, более мощные, экономичные и современные двигатели, богатую базовую комплектацию, более внятную, “честную” ценовую политику большинства дилеров (соблюдение заявленных производителем цен, отсутствие практики навязывания дополнительных услуг), лучший по сравнению с Lada сервис при покупке и последующем обслуживании, более выгодную гарантийную политику, сравнимую стоимость обслуживания и лучшую по сравнению с Lada “цену километра”.
По словам Савенковой из “Диверс-Моторз”, рост спроса в регионе объясняется повышением покупательской способности населения. Шумихин из “Самарских автомобилей” добавляет, что росту спроса на иномарки способствует снижение курса доллара и евро по отношению к рублю, а также развитие кредитных программ. Представитель “Авто-Поволжья”, пожелавший остаться неназванным, говорит, что до трети продаж Renault в Самаре составляют продажи в кредит. По его словам, реальная возможность купить доступную иномарку появилась только в прошлом году. Менеджер говорит, что процентные ставки по автокредитам в “Авто-Поволжье” начинаются с 9%. “Если бы в Самаре действовали те же условия, что и в Москве (от 5% годовых), то все Renault продавались бы в кредит”, – думает он.
“ВАЗам” ничего не угрожает
Дилеры отмечают, что самарский рынок отличается от московского смещением спроса в сторону более дешевых иномарок, собирающихся на российских заводах, – Renault Logan, Hyundai Accent, Kia Spectra. По словам менеджера “Авто-Поволжья”, в первом полугодии продано около 700 Renault Logan (от $9000), а всего было реализовано 950 Renault всех марок. Продажи Kia в первом полугодии 2006 г. резко возросли из-за начала производства Kia Spectra (от $11 500) – из 1278 автомобилей, проданных в первом полугодии, 732 были Kia Spectra. По данным российского представительства Hyundai Motor, за весь 2005 год в Самаре было продано 1654 автомобиля (909 импортных и 745 – собранных в России на Таганрогском автозаводе), а в первом полугодии 2006 г. – 985 (652 импортных и 333 – российской сборки).
Но спрос на иномарки не удовлетворяется поставляемыми в Самару объемами, говорят эксперты. “Летом почти все автосалоны были пустыми, – вспоминает Лешков из компании “Тойота-Центр – Самара”, – а очереди – в зависимости от марки и модели – выстроились длиной от месяца до года”. Очереди сохраняются и сейчас: так, например, представитель “Авто-Поволжья” рассказал, что очередь за Renault Logan выстроилась до апреля 2007 г.
В этих условиях, говорят дилеры, несмотря на высокий спрос на дешевые иномарки, прямой конкуренции Lada с ними не наблюдается. “Число людей, отказывающихся от Lada в пользу иномарок низшего ценового сегмента, незначительно по сравнению с ростом рынка”, – говорит Савенкова из “Диверс-Моторз”. “Спрос на Lada “больной”, – добавляет менеджер “Авто-Поволжья”. По его словам, сейчас продаются все автомобили Lada, поскольку иномарок не хватает. “Но как только поставки иномарок позволят избежать очередей на них, в очереди к клиентам будут выстраиваться уже дилеры “АвтоВАЗа”, – считает он.