Дружить с подростками, но не с их родителями
Имя Пьера Белланже всегда было хорошо известно самым влиятельным представителям французского медийного бизнеса. Его отец – известный журналист, участник Сопротивления и один из основателей парижской газеты Le Parisien. Его мать написала несколько книг, посвященных ее жизни в Венгрии во время Второй мировой войны. В университете Пьер изучал биологию, но в итоге выбрал хорошо знакомую журналистскую стезю. В конце 70-х
прошлого века государственная монополия на радиовещание во Франции начала давать первые трещины. С 1979 по 1981 г. Белланже работал на нескольких подпольных радиостанциях. Когда монополия пала в 1981 г., он вместе с газетой Monde стал соучредителем одной из первых частных радиостанций – Cit? Future. Но она не проработала и года.
Первые неудачи не смогли остановить сына участника Сопротивления. В том же году он основал еще одну радиостанцию – Voix du l?zard. Профинансировать проект и стать соучредителем нового бизнеса согласилась другая французская издательская группа – Filipacchi. В 1986 г. станция была переименована и получила нынешнее название Skyrock. Чуть позже список акционеров радиостанции изменился. Компания Filipacchi была приобретена семейным французским конгломератом Lagardеre. Но эта сделка вызвала вопросы со стороны антимонопольных органов, и в 1999 г. Lagardеre продал радиостанцию компании Orbus, созданной на паях Белланже и американским фондом частных инвестиций Morgan Grenfell Private Equity. В 2006 г. Morgan Grenfell и его партнер Goldman Sachs продали контрольный пакет акций Orbus инвестиционному фонду Axa Private Equity, подразделению французской страховой группы Axa. С каждой сменой владельца миноритарный пакет акций 47-летнего предпринимателя рос и сейчас достиг 30%. Контролирующий акционер Axa Private Equity оценивает Orbus приблизительно в 100 млн евро.
Но путь к успеху не был гладким. В 1995 г. Skyrock попала в полосу неудач. “Новое поколение французских подростков больше не ассоциировало себя с рок-музыкой. Формат, который служил нам верой и правдой предыдущие 10 лет, потерял свою актуальность”, – говорит Белланже. Чтобы выжить, радиостанции пришлось пережить второе рождение. Некоторые сотрудники радиостанции предлагали перейти на “танцевальную музыку в стиле техно”, фыркает Белланже. Он стал искать музыку, которая, как когда-то рок, нравилась бы подросткам, но вызывала раздражение их родителей. Таким музыкальным стилем оказался рэп. Во времена смены формата он был плохо знаком с бедными этнически пестрыми районами на окраинах французских городов: “Я знал Лос-Анджелес лучше, чем Мант-ля-Жоли (типичный парижский пригород. – “Ведомости”)”. Теперь он убежден, что именно рэп объединяет молодых людей из разных стран и сословий. Рэп быстро прижился во Франции, акцент на словах, а не на музыке сближает его с традициями французского шансона времен Жоржа Брассенса, говорит Белланже. Именно рэп позволит Франции вернуть свое место в международной музыкальной поп-культуре, полагает он.
Смена формата позволила Skyrock вновь выйти на первые места во Франции. Сейчас Skyrock еженедельно слушают 6,4 млн человек – больше, чем любую рэп-радиостанцию в мире, даже в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Этот результат оказался во многом неожиданным и для самого Белланже. Столь большую популярность рэпа он считает удивительным социологическим явлением.
Но он с радостью пользуется открывшимися перед ним возможностями. Рэп помог радиостанции завязать тесные отношения с подростками. Эти отношения стали основой для целой серии новых продуктов и услуг. Например, в 2002 г. на базе радиостанции была запущена платформа блогов Skyblog. Всего за четыре года этот сервис стал одним из самых популярных во Франции. Сейчас на платформе размещено более 6 млн блогов французских подростков. Чтобы привлечь международную аудиторию, недавно были открыты английская, немецкая и испанская версии сервиса. И как во все времена, популярность помогает радиостанции зарабатывать. В 2005 г. объем продаж холдинговой компании Orbus, которой принадлежат Skyrock, Skyblog и связанные с ними интернет-сайты, составил 31,5 млн евро, говорит Белланже. Показатель EBITDA достиг 7,5 млн евро, а чистая прибыль составила 4,7 млн евро.
А еще Белланже надеется, что популярность рэпа поможет хотя бы немного улучшить отношение французов к предпринимателям и музыкантам, которые хотят зарабатывать деньги. До сих пор большинство французских музыкантов считают себя творцами, а не бизнесменами, предлагающими товар (музыку и песни) в обмен на деньги. “И тут должен появиться рэпер, который попросит купить его записи просто потому, что ему не хватает на капитальный ремонт бассейна”, – говорит Белланже. (FT, 11.10.2006, Ирина Окунькова)