$1 млрд в асфальт

С. Николаев

Комиссия правительства летом 2006 г. одобрила проект строительства 6–10-полосного участка трассы с 15-го (пересечение Ленинградки и МКАД) по 58-й км, который вместе с шестью другими стройками будет финансироваться из инвестфонда. Стоимость этих 43 км дороги, где скорость движения может достигать 150 км/ч, составит $2 млрд. Из инвестфонда будет выделено $950 млн, а остальное ляжет на плечи частных инвесторов-концессионеров. Им сдадут дорогу в концессию на 30 лет, и все это время они будут получать доходы от ее эксплуатации, а потом вернут в собственность государства.

Стройка развернется совсем скоро – помощник руководителя ФГУ “Дороги России” Александр Носов рассчитывает, что правительство до конца года распорядится, чтобы Росавтодор объявил конкурс на выбор концессионера, а дорогу начнут прокладывать с середины будущего года (окончание намечено на 2010 г.). Как утверждает замдиректора департамента Минэкономразвития Дмитрий Левченков, участвовать в конкурсе хотят 12 крупных международных компаний. Среди них – французские Vinci Concessions и Bouygues Travaux Publics, израильская Housing & Construction Holding, японская Marubeni Corporation, итальянская Autovie Venete S.p.A., корейская Lotte Engeneering & Construction, австрийские Elvag Energie AG и Strabag SE, испанские Aldesa Construcciones, Puentes y Calzadas и FCC Construccion и аргентинская Empresa Constructora.

Vinci, самая крупная компания из списка с активами в управлении на 26 млрд евро, во время недавнего визита в Париж президента Владимира Путина подписала меморандум о взаимопонимании, где упоминается проект, с министром транспорта Игорем Левитиным.

Представители других компаний приезжали в Москву, а к Autovie Venete чиновники ездили сами, многие подтверждали интерес в ответ на рассылку Минтранса с общими условиями проекта по электронной почте, объясняет Носов.

Vinci подтвердила намерение участвовать в конкурсе, но подробное предложение пока не разработала, признает ее пресс-атташе Карима Уадиа. В Marubeni Corporation также подтвердили, что хотят строить и эксплуатировать участок. “Отсутствие опыта постройки концессий в России нас не пугает, мы бы очень хотели получить проект”, – уверяет главный управляющий Elvag Energie Хайнц Талирц. Компания построила похожую трассу в Китае, а работать с российскими чиновниками Elvag нравится. Директор департамента по связям с прессой Aldesa Construcciones Хосе Луис Альканьис заявил, что их компания к дорогам в России на данный момент никакого отношения не имеет. С остальными компаниями связаться не удалось.

“Там и считать ничего не надо – все они ездили до “Шереметьево”, ясно, что альтернативная дорога будет востребована”, – уверен Носов. Загруженность участка в 2011 г. достигнет 65 000 машин в сутки, полагает он. На дороге будет девять пунктов взимания платы, проезд по всему участку для легковых машин обойдется в 40 руб., для грузовых – в 60 руб. Носов считает, что за 25–30 лет концессионер окупит проект. Плюс инвестор сможет зарабатывать на управлении дорогой, сдавая в субаренду дорожные сервисы, рекламные щиты, кафе, заправки и другую инфраструктуру.

Но пыл инвесторов может поугаснуть, когда они подробнее ознакомятся с условиями, считают юристы. По мнению Марии Минсковой из Gide Loyrette Nouel, при изучении типового соглашения возникают вопросы, так же как и при прочтении самого закона. Например, концессионер может переуступить права по концессионному соглашению другим инвесторам только после завершения строительства, т. е. все бремя затрат должен нести он один. Россия оказалась одной из немногих стран в мире, где с концессионера будет взиматься плата за пользование объектом концессии (сейчас она существует, например, в США, но в рамках концессий на пользование недрами).

Закон в недостаточной мере гарантирует соблюдение прав концессионеров, предупреждает управляющий партнер “Вегас-Лекс” Альберт Еганян. Возможна ситуация, что договор расторгается, когда вложен основной объем инвестиций, соглашается Минскова. По правовой сути концессионные договоры напоминают усовершенствованный механизм соглашений о разделе продукции (СРП), предупреждает Еганян, а такие договоры чиновники недавно признали невыгодными.