Спасемся неизвестно от чего


О том, что происходит с климатом, лучше всех осведомлены пожилые таксисты. Если поймаешь мотор в погожий денек, то тебе непременно поведают, что на Земле давно уже наступило глобальное потепление, но правительство это скрывает. Случится ехать в холодный – придется слушать о коварстве властей, утаивших горькую правду о наступлении нового ледникового периода. Таксисты никогда не бывают голословными: «Да где же это видано, чтобы такая жара (стужа) стояла в сентябре (марте)? В восьмидесятые (семидесятые) совсем другая погода была!»

Не спешите улыбаться. У сильных мира сего – политиков и крупных бизнесменов, которые с недавних пор озаботились климатическими проблемами, – в головах точно такая же каша. Одни ученые твердят им про грядущее потепление, другие – про похолодание. И ладно бы все ограничивалось разговорами – правительства и корпорации готовы действовать.

Да, собственно, уже действуют. В прошлом году вступил в силу Киотский протокол, устанавливающий для каждой страны лимиты выброса парниковых газов. Всерьез рассматриваются проекты, которые могут поразить воображение даже самых отчаянных писателей-фантастов.

На днях владелец корпорации Virgin Group британский миллиардер Ричард Брэнсон, известный своими эксцентричными выходками (он, например, собирается заняться частным извозом в космос на собственном корабле), тоже решил внести посильный вклад в борьбу с глобальным потеплением. Брэнсон заявил, что намерен вложить в течение ближайших 10 лет около $3 млрд в разработку новых видов экологически чистого топлива. Особенно он беспокоится о самолетах своих собственных авиакомпаний Virgin Atlantic и Virgin Blue: в керосине, который они жгут, содержится слишком много серы, загрязняющей атмосферу.

Затея Брэнсона явно придется не по вкусу голландскому ученому Полу Крутцену. Тот, наоборот, предлагает спасаться от потепления, распылив в атмосфере как можно больше серы. По его расчетам, серные частицы будут служить чем-то вроде экрана для солнечных лучей и планета непременно охладится. С похожим проектом, кстати, выступил директор Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН Юрий Израэль. Он уверяет, что Земля охладится на пару-тройку градусов, если просто сжечь на открытом воздухе несколько тысяч тонн того самого высокосернистого самолетного топлива. Так куда же понесло Брэнсона? Двигатели его самолетов сейчас вроде бы полезным делом заняты, а он хочет все испортить.

Другие не менее авторитетные ученые предлагали бороться с парниковым эффектом еще более занятными способами. Австралийцы хотели сбросить в океан побольше железных опилок. Из-за этого в воде расплодилась бы особая разновидность водорослей, которые поглощают углекислый газ. В США почти созрел проект вывода на орбиту гигантского пленочного зеркала, которое отразит часть солнечного тепла. Причем для реализации любого из вышеупомянутых проектов требуются небольшие в сущности деньги – какие-то $50–60 млрд.

И вот будет весело, если окажется, что мы собственными руками приблизили наступление глобального похолодания. Которое, как уверены сотрудники Главной астрономической обсерватории РАН в Пулкове, неизбежно наступит через 50 лет. На днях заведующий сектором космических исследований обсерватории, доктор физико-математических наук Хабибулло Абдусаматов опубликовал пространную научную работу на этот счет. Все дело в вековых циклах солнечного излучения. После короткого всплеска, который мы сейчас принимаем за парниковый эффект, обязательно наступает спад. В этот раз он будет особенно сильным.

Сотрудники Физико-технического института им. Иоффе тоже считают, что похолодание неизбежно. Только по другой причине – из-за резкого снижения интенсивности космического излучения, которое случается каждые 100 000 лет.

Выходит, впору думать о проектах по обогреву Земли. Но еще лучше не предпринимать ничего. $50 млрд – они ведь никому не лишние.