Индии зоны не по карману


С 2003 г. экономика Индии растет не менее чем на 7,5% в год. Но может расти еще быстрее, говорится в недавнем исследовании Конфедерации индийской промышленности, надо только развивать инфраструктуру и привлекать инвестиции. До последнего времени индийские чиновники считали, что лучший способ это сделать – создать ОЭЗ. Готовить базу для создания ОЭЗ Индия начала в 2004 г., а к февралю 2006 г. приняла последний необходимый для этого документ – акт об ОЭЗ. Уже к ноябрю 2005 г. правительство получило 61 заявку на открытие зоны. Сейчас в стране действуют 15 ОЭЗ, 135 проектов полностью одобрено, еще 117 “одобрены в принципе”, а 200 ожидают рассмотрения.

Пока ОЭЗ работают только как льготные зоны для привлечения прямых иностранных инвестиций, говорит директор Европейского института исследований Азии Виллем ван дер Гист. Некоторые компании не привлекают реальные инвестиции, а продают иностранцам место в ОЭЗ вместе с правом на налоговые льготы, говорит он. Но даже без учета этих хитрецов из-за льгот в ОЭЗ бюджет через два года недосчитается $19 млрд, сообщил индийский минфин. Это лишь немногим меньше налоговых доходов государства за полгода.

Стимулировал работу минфина недостаток денег в казне. Бюджет 2006–2007 гг. (начался 1 апреля) запланирован с дефицитом в 3,8% ВВП, в первые же четыре месяца план по дефициту был выполнен на 58%.

Индийские зоны невелики: средний размер ОЭЗ – 4,2 кв. км, а 133 зоны из 267 занимают меньше 1 кв. км, поэтому большой пользы в плане развития инфраструктуры они экономике не дают. “С нашей плотностью населения невозможно выделить 150 кв. км на ОЭЗ, как это делается в Китае”, – говорит главный апологет индийских ОЭЗ, министр экономики Камаль Натх. “Большие зоны – это идеальное решение”, – согласен аналитик Morgan Stanley Четан Ахья. Желая не допустить создания “игрушечных” зон, минэкономики установило инвестиционный минимум в $55 млн для ОЭЗ, где производится один продукт, и $220 млн – для мультипродуктовых ОЭЗ.

К критике зон присоединились и экономисты, считающие, что их существование тормозит реформы в остальной части страны. Экспорт и без ОЭЗ растет на 20% в год уже четыре года подряд. Но по условиям внешней торговли Индия в рэнкинге Всемирного банка лишь на 139-м месте из 175 стран. Налоговые льготы стимулируют компании переносить в ОЭЗ действующие производства, уверен главный экономист МВФ Рагхурам Раджан. “Правительство говорит, что льготы можно будет получить только под новые инвестиции, но кто будет отделять новые от старых? Низкооплачиваемые налоговые инспектора? – недоумевает Раджан. – Дав бизнесу неправильные стимулы, а бюрократам – право выбирать льготников, вы получите меньше инвестиций и бюджетных доходов, но больше богатых чиновников”.