Греция оценила себя
О том, что ВВП Греции на 25% выше, чем национальная статслужба страны думала до сих пор, объявил ее руководитель Манополис Контопиракис. “Пересмотренный ВВП будет включать в себя доходы от нелегальной активности, в том числе от контрабанды сигарет и алкоголя, проституции и отмывания денег”, – цитирует Reuters главного статистика Греции. Начиная с 2003 г. Греция пересматривала ВВП несколько раз, и Еврокомиссия велела ей привести методы оценки экономики к нормам, введенным Евростатом. Впрочем, на этот раз ВВП повышен со 181 до 228 млрд евро в согласии с правилами евростатистики, заявил Контопиракис.
Брюссель объяснением недоволен. Члены ЕС часто переоценивают ВВП, но обычно на 1–2%, это же беспрецедентный пересмотр и он будет серьезно проверен Евростатом, заявила Амелиа Торрес, пресс-секретарь еврокомиссара по экономике и денежной политике. Торрес отметила, что Греция не обсудила свою идею предварительно с Еврокомиссией. Афины уже фальсифицировали экономическую отчетность, чтобы вступить в 1981 г. в Евросоюз, а выяснилось это девять лет спустя, напомнил FT чиновник Еврокомиссии. А в последние годы ЕС упрекал Грецию в занижении бюджетного дефицита. Критикует правительство и экономический спикер оппозиционного социалистического движения PASOK Васса Папандреу: “Теперь Грецию будет проверять ЕС, что подрывает ее репутацию”.
Но пересмотр ВВП спасет Грецию от санкций ЕС – теперь стране не угрожает превышение бюджетного норматива Евросоюза (дефицит не больше 3% ВВП), отмечает руководитель отдела исследований ING Bank Юлия Цепляева. Дефицит в 2006 г. составит не 2,6%, а 2,1% ВВП. А госдолг упадет со 107,5% ВВП до 85,6%. Это тоже на руку Греции: сейчас у нее самый низкий среди стран еврозоны кредитный рейтинг.
Сильные пересмотры ВВП случаются в странах с большой долей теневой экономики. Уточнив масштабы сектора услуг по итогам экономической переписи, китайские статистики повысили в декабре 2005 г. ВВП страны примерно на 20%.
Трудно контролируемый правительством сектор услуг играет ключевую роль и в греческой экономике – в 2002 г. он составлял 70% ВВП, а на теневую экономику приходится около 25–30% ВВП. Наибольшая доля пересмотренного греческого ВВП приходится на строительство и торговлю, заявил Контопиракис: опросив предпринимателей, статистики заменили свои оценки неформальной экономики на более точные.
Совершенно другое объяснение происходящего у министра экономики Греции Георга Алогоскуфиса. На теневую экономику приходится лишь 0,7% из добавленных 25% ВВП, а остальной пересмотр имеет технический характер, цитирует министра AFX News. Дело в том, что прежние оценки статистиков использовали как базовый 1981 год, но с тех пор структура экономики сильно изменилась, заявил Алогоскуфис, упрекнув прежнее социал-демократическое правительство (PASOK) в том, что в 2002 г. оно не сменило точку отсчета ВВП. Теперь базовым стал 2000 год.
Но, разбогатев, Греция должна будет увеличить отчисления в бюджет Европы, а ЕС в 2007–2013 гг. может урезать ей годовую помощь в $597 млн – она полагается только бедным. А пересмотренный греческий ВВП на душу населения всего на 6,3% ниже среднеевропейского (прежний уступал 25%), подсчитало AFX News.
Раньше попытки учесть теневую экономику предпринимали в основном ученые, говорит Гари Хафбауэр из Института международной экономики. Если же этим всерьез увлекутся чиновники, резких прибавлений к ВВП стоит ожидать от всех латиноамериканских стран (кроме Чили), Индии, Пакистана, Камбоджи, Лаоса, Бангладеш, полагает Хафбауэр. Старший экономист маркетинговой компании IMSG Александр Уточкин добавляет к этому списку большинство переходных экономик во главе с Россией и Украиной. Официально в России малый бизнес обеспечивает только 10% ВВП, а большая часть доходов этого сектора остается неучтенной, говорит Уточкин, по оценке которого реальный российский ВВП 2006 г. должен быть на 30–40% больше официального. Цепляева полагает, что разница не превышает 20–22%: “Размеры теневого сектора в России уменьшаются”.