Не испугаться гигантов


Предприниматель Джимми Ким – человек, привыкший жить на двух континентах. Он родился в США, где его отец работал на космическое агентство НАСА. В возрасте 9 лет вместе с семьей вернулся в Корею. Но высшее образование решил получить в Америке. Ким окончил Северо-Западный университет по специальности “инженер-биомеханик”, после чего снова вернулся в Корею.

Поработав в отделе корпоративного развития и планирования продуктов компании Trigem Computers, которую Ким называет “моей МВА”, он решил переквалифицироваться в предприниматели: “Мне было 26, но когда ты молод и глуп, тебе кажется, что два года – более чем достаточный опыт”.

Вместе со своим другом Бернардом Муном, еще одним американским корейцем, Ким основал кабельный канал, предоставляющий видеоинформацию по запросам.

“Труднее всего было найти начальный капитал, но благодаря помощи моих друзей в 1997 г. нам удалось собрать около $600 000. Мы зарегистрировали компанию в США, потому что так было проще получить финансирование. Инвесторы с недоверием относятся к корейским компаниям, если только это не Samsung или Hyundai”, – говорит Ким.

Тем не менее их кабельный канал под названием View Plus начал неплохо работать и даже добился моральной и финансовой поддержки Масайоши Сона из японского Softbank. Сон предложил Киму параллельно заняться организацией корейского филиала телекоммуникационной компании HeyAnita. Но кризис интернет-экономики не дал их планам осуществиться.

Ким устроился на работу финансовым директором игровой компании Nexon, основанной его приятелем по колледжу. “Я человек неугомонный, и в то время я также входил в совет директоров Innotive, типичной маленькой корейской компании, у которой была отличная технология, но не было финансовых возможностей для ее развития”, – вспоминает Ким. И ему удалось организовать выкуп акций компании у тогдашних инвесторов.

В результате Киму и шести его друзьям (также занимающимся управлением компанией) принадлежит 60% ее акций, остальное – в руках мелких акционеров. Он ожидает, что в этом году доход от лицензирования программного обеспечения составит $700 000. Недавно Киму, президенту Innotive, удалось убедить корейских и американских инвесторов вложить в компанию еще $3 млн. Им предприниматели пообещали совершить революцию в области программного обеспечения. Инженеры трудятся над новым типом программы интеграции и доставки контента, которая объединяла бы в себе все типы медиа: фото, видео, текст, гиперссылки и музыку. Но даже сейчас списку клиентов этой корейской компании может позавидовать любой международный конгломерат. Приложениями Innotive пользуются автопроизводители Nissan, BMW, Hummer, телекоммуникационные компании SK Telecom и Korea Telecom, газеты Chosun Ilbo и Donga Ilbo, телекомпании TV Asahi, NHK и CBS.

Приложение Innotive стоит от $5000, но компания также предлагает клиентам подготовку презентаций, стоимость которых колеблется от $2500 до $150 000 в зависимости от сложности. “Нам повезло еще и в том, что мы не конкурируем с чеболями, а помогаем им зарабатывать больше”, – говорит Ким.

Чеболи, или семейные конгломераты, доминируют в экономике Южной Кореи уже не один десяток лет. Самые известные среди них – Samsung, Hyundai и LG. Их деятельность охватывает разнообразные отрасли: кораблестроение, информационные технологии, туризм, здравоохранение и автомобилестроение.

Эти компании сыграли очень важную роль на этапе модернизации и индустриализации корейской экономики. Но сейчас зачастую препятствуют развитию предпринимательства в стране. Влияние чеболей настолько велико, что молодым компаниям, как правило, невозможно конкурировать с ними. Так, в июле 2006 г. разорилась компания VK, среднего размера производитель мобильных телефонов. “Независимо от качества продукта малому и среднему бизнесу очень трудно конкурировать с чеболями”, – отмечает Хэнк Моррис, бизнес-консультант, 25 лет работающий на корейском рынке.

Большинству начинающих компаний уготована роль поставщиков чеболей, и их судьба во многом зависит от милости крупного бизнеса. Например, повышая своим рабочим зарплаты на 5%, чеболи часто требуют от поставщиков аналогичного снижения цен.

“В Корее действует правило: кто не с нами, тот против нас. Если вы сотрудничаете с одной из компаний – Samsung, Hуundai или LG, значит, вы не сможете работать с двумя другими”, – говорит Ким.

Само существование чеболей душит на корню предпринимательскую деятельность, утверждает Бернард Мун, консультант в области технологий, живущий в Сан-Франциско. “Даже во времена интернет-бума, когда молодое поколение Кореи почувствовало вкус к предпринимательству, многие сомневались, стоит ли улетать из-под крыла компаний вроде Samsung и LG”, – отмечает он. Только сейчас ситуация начинает меняться. (FT, 20.09.2006, Ирина Окунькова)