По следам UBS
Последние 10 лет Credit Suisse копирует стратегию UBS. На страховой рынок цюрихские банки вышли с разницей всего в год: UBS в 1996 г. купил 25% акций Swiss Life, Credit Suisse в 1997 г. приобрел Winterthur Insurance. В 2003 г. UBS превратил несколько небольших частных банков в единое подразделение по управлению активами, в 2007 г. то же самое намерен сделать Credit Suisse. Со страховым бизнесом банки между тем расстались: UBS – в 1999 г., Credit Suisse – в 2006 г.
UBS после слияния Swiss Bank и Union Bank of Switzerland в 1997 г. заявил, что намерен стать “по-настоящему глобальной и интегрированной финансовой компанией”, Credit Suisse сейчас занят интеграцией своих трех основных подразделений. Даже в вопросе брендинга банки проявили редкое единодушие, выбрав короткое название UBS (вместо UBS Warburg и UBS PaineWebber) и Credit Suisse вместо (Credit Suisse First Boston).
В UBS эти совпадения не комментируют. Представители Credit Suisse утверждают, что банк следует собственной стратегии: курс на интеграцию был принят еще в 1978 г. после покупки акций First Boston, а в некоторых областях – например, в работе с альтернативными инвестициями, у Credit Suisse позиции более сильны, чем у UBS. Однако в июле 2004 г., когда единоличным руководителем Credit Suisse стал Освальд Грюбель, ориентация банка на стратегию UBS стала очевидной.
“Credit Suisse старается выбрать лучшие методы. Просто получается, что во многих областях сейчас лучше других работает UBS, – говорит аналитик Deutsche Bank Матт Шпик. – Credit Suisse идет по тому же пути, по которому шел UBS, но если бы UBS не существовало, этот путь все равно был бы лучшим”.
Похоже, Credit Suisse это только на пользу. Акции этого банка с июля 2004 г. подорожали на 60%, акции UBS – на 63%, а вот банковский индекс DJ Stoxx 600 вырос всего на 44%. Инвесторы этот рост оценили. С октября 2004 г. Unicredito Italiano через свое подразделение по управлению активами Pioneer Investments увеличил долю в Credit Suisse в три раза, став одним из крупнейших акционеров. “Мы уже были акционерами UBS и наращивали долю в Credit Suisse, когда банк начал копировать стратегию конкурента”, – говорит аналитик Pioneer Investments Джереми Джеймс.
Сейчас, по данным Citigroup, акции Credit Suisse стоят в 10 раз дороже ожидаемого дохода по ним в 2006 г., акции UBS – в 13 раз, и аналитики внимательно следят за этой разницей. Если предположить, что положение Credit Suisse сейчас аналогично положению UBS три года назад, то у акций Credit Suisse потенциал роста гораздо больший, говорится в исследовании Merrill Lynch. В 2000 г., по данным Thomson Financial, банки имели равную капитализацию – порядка $52 млрд. Но затем Credit Suisse пришлось ликвидировать последствия бума доткомов, урегулировать претензии регуляторов и конфликты в руководстве, а UBS агрессивно развивал инвестиционный бизнес и бизнес по обслуживанию богатых инвесторов. Сейчас UBS стоит $120 млрд, а Credit Suisse – всего $70 млрд.
В декабре 2004 г. Грюбель представил стратегию “единого банка”, предполагающую перекрестную продажу продуктов и услуг тремя подразделениями – по управлению активами, по обслуживанию богатых клиентов и инвестбанковским. Одним из главных нововведений Грюбеля стала прямая продажа банковских продуктов в отделениях банка. Но поскольку у Winterthur дела шли не блестяще, банку пришлось помогать ему деньгами, а в июне он договорился о продаже страхового подразделения за 12,3 млрд франков ($9,8 млрд) французской AXA.
В начале 2007 г. Credit Suisse планирует консолидировать свои небольшие частные банки в отдельное подразделение по управлению средствами богатых клиентов. Сейчас эти банки испытывают трудности из-за роста конкуренции, новых надзорных требований к риск-менеджменту и борьбы с отмыванием денег. Но если UBS, объединив свои банки в 2003 г., в 2005 г. их продал, то Credit Suisse этого делать не планирует, считая объединенный банк основой своего бизнеса. (WSJ, 14.09.2006, Татьяна Бочкарева)