ВДАЛИ: Все еще призрак


В утренний час в один из недавних дней, когда все столики в заведении были уже заняты и многие завсегдатаи так и не смогли найти свободного места, вместо того чтобы объявить о новинке в меню завтраков, официантке пришлось извиняться перед гостями. “Сегодня кофе нет. Нет давления в кранах”, – объясняла она.

Отсутствие кофе – лишь одна из многочисленных проблем, с которыми владелице Slim Goodies Каппе Хорн приходится сталкиваться ежедневно спустя год после того, как на город обрушилось “Это”. Так многие местные жители говорят о “Катрине”. И хотя закусочная не пострадала при наводнении, затопившем в те дни около 80% города, возродить бизнес для Хорн оказалось совсем не простой задачей. Конечно, признает она, никогда прежде ее заведение не пользовалось такой популярностью, как сейчас. Но и обслуживание посетителей никогда прежде не давалось ей с таким трудом.

Например, после того как больше половины работоспособного населения города просто исчезло, расходы по заработной плате выросли на 30%. Расходы на страховку возросли до $8000 в год, тогда как до урагана они составляли $3500. Кроме того, Хорн вынуждена оплачивать вывоз мусора частникам, так как муниципальные службы работают нерегулярно. А когда ее поставщик – компания Bubba’s Produce Co, расположенная в центре города, испытывает перебои в энергоснабжении, что в той части города происходит постоянно, она не в состоянии предложить гостям даже вегетарианский омлет.

“Когда нет воды, это значит нет кофе, не работают посудомоечные машины, туалеты закрыты, – говорит Хорн. – На днях все вырубилось полностью. У нас был аншлаг. Пришлось закрываться”.

На днях президент Джордж Буш посетил регион, чтобы принять участие в мероприятиях по поводу годовщины урагана “Катрина” и вновь обратиться к федеральной администрации с призывом направить все усилия на восстановление города. “Год назад я обязал федеральное правительство оказать вам помощь, – сказал президент, выступая в г. Билокси, штат Миссисипи, перед приездом в Новый Орлеан, где он должен был отобедать с отцами города. – Я сказал тогда: “Наш долг – помочь местным жителям пережить это несчастье и отстроить город заново”, и я именно это и имел в виду”.

За последний год Буш побывал на побережье около 10 раз. Во время каждого визита президент без устали расхваливал успехи в работе по восстановлению города, руководить которой он поручил бывшему председателю совета директоров корпорации Federal Deposit Insurance Дону Пауэллу.

Пауэлл утверждает, что порт Нового Орлеана уже вышел на прежние объемы грузоперевозок, нефтегазовые предприятия возобновили производство и туристическая индустрия пусть медленно, но возрождается. Город потерял 81 000 предприятий и 220 000 рабочих мест не возникнут вновь в одночасье, отмечает Пауэлл. “Я не знаю, как говорят о таких масштабах разрушения. Библейские? Право, не уверен, – говорит он. – Но то, что составляет основу экономики региона, – порт, туризм, энергетика – все это возрождается. Мне говорят: “Вы работаете слишком медленно”, на что я отвечаю: “По сравнению с чем?”

Но достаточно разок проехаться по городу на машине, чтобы понять, как много еще предстоит сделать. И хотя власти штата Луизиана утверждают, что 90% всех компаний региона уже возобновили работу, восстановление происходит неравномерно. Большинство торговых предприятий, продуктовых магазинов и закусочных все еще закрыты, пока их владельцы оценивают перспективы рынка.

Целые районы города, как, например, восточная его часть, вымерли, превратились в города-призраки. На прошлой неделе Пауэлл присутствовал на церемонии открытия магазина сети Home Depot в местечке Сен-Бернард-Пэриш. А между тем городок за последний год покинули практически 90% жителей.

Пауэлл и Буш много говорили о $110 млрд, выделенных конгрессом США на восстановительные работы, но до региона дошла лишь малая часть этих денег.

Из $44 млрд, потраченных на сегодняшний день, примерно $17 млрд было выплачено по договорам страхования, которые хотя бы частично подкрепляются взносами собственников недвижимости. Большая часть оставшейся суммы пошла на немедленные нужды, такие как выплаты сотрудникам Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям, временное жилье для жертв урагана, обеспечение муниципалитетов денежными средствами на текущие расходы. Лишь малая толика этих денег была потрачена непосредственно на восстановление экономики региона и ремонт объектов инфраструктуры, таких как водопроводные сооружения и электросети.

Власти Нового Орлеана, предпринимающие огромные усилия для обеспечения нормальной работы коммунальных служб города, получили – и уже успели потратить – $125 млн в виде прямых государственных субсидий. “Я прихожу к выводу, что слово “ассигнование” имеет мало общего с реальной наличностью в твоем распоряжении”, – говорит председатель городского совета Нового Орлеана Оливер Томас. По его оценкам, на восстановление инфраструктуры города потребуются миллиарды. Независимые эксперты между тем утверждают, что на сегодняшний день автобусное сообщение в Новом Орлеане восстановлено лишь на 17%, электросети – на 60% и газоснабжение – на 41%.

Однако появилась надежда, что местные домовладельцы все же могут рассчитывать на материальную помощь. На прошлой неделе власти штата начали принимать заявки на освоение $10,5 млрд, которые конгресс недавно выделил на восстановление жилья в Луизиане. Деньги будут распределяться в виде грантов в размере до $150 000 и могут быть использованы либо для покупки недвижимости у владельцев, желающих ее продать, либо для помощи тем, кто хочет восстановить разрушенные строения.

Пауэлл и Буш заявляют, что властям Нового Орлеана будет предоставлена свобода действий в деле восстановления города. Город отверг предложенный генеральный план реконструкции, а если местные жители небольшими группами возьмутся восстанавливать дома в районах, которые после наводнения покинула большая часть населения, процесс строительства может приобрести спонтанный характер.

И хотя мэр Нового Орлеана Рэй Нейджин заявляет, что власти города могут отказаться от коммунального обслуживания кварталов, которые не докажут свою жизнеспособность, многие сомневаются в твердости его намерений. Все эти опасения усиливают напряженность в отношениях между местными властями и федеральным правительством США. Чиновники в Вашингтоне в частных беседах сетуют, что Нейджин и другие представители властей в регионе до сих пор так и не смогли выработать непростые решения по восстановлению. В свою очередь, Нейджин и другие местные чиновники утверждают, что лишать помощи отдельные районы несправедливо по отношению к тем, кто хотел бы вернуться домой.

Пока жители окраин испытывают перебои с давлением в водопроводе, в центре города предприятия страдают от постоянных отключений электричества. В районе Мид-Сити – проблемы с газоснабжением. Летние дожди регулярно приводят к подтоплениям по всему городу, потому что дождевые стоки засорены и нуждаются в ремонте.

Джей Джойс, владелец компании Bubba’s Produce, которая занимается поставками овощей для Slim Goodies, жалуется, что отключения электричества очень осложняют его работу. Если электроснабжение прекращается в середине дня, ему приходится полностью закрываться, чтобы не допустить порчи продуктов. До “Катрины” Джойса чаще всего можно было застать за бумагами в кондиционированном кабинете. Теперь же в связи с нехваткой кадров он вынужден брать на себя больше работы, и его часто можно видеть с тележкой, груженной ящиками с продуктами. “Вся надежда лишь на свечи и мобильные телефоны”, – говорит Джойс.

Каппа Хорн измеряет успех бизнеса преодоленными трудностями не в меньшей степени, чем деньгами. В своем заведении, вновь открывшемся спустя три недели после урагана, она на первых порах предлагала гостям блюда, приготовленные из продуктов, которые закупала в соседних районах, не пострадавших от стихии. Запасы хранила в кулерах на полу. Завтраки были простыми, без изысков и подавались на бумажной посуде.

В целом она недовольна тем, как идет восстановление города, и не исключает, что уедет отсюда навсегда, как только погасит кредит на ведение бизнеса в $50 000. “Всем страшно, все живут в страхе и боятся, – говорит она. – Часто кажется, что все это просто того не стоит”.

Оливер Томас с пониманием относится к такой реакции. “Как можно принимать решение о начале нового строительства, когда ты даже не знаешь, будет ли восстановлена инфраструктура в твоем районе? – говорит он. – Федеральное правительство ошибочно исходит из обратного, в то время как нам нужна помощь в сфере инфраструктуры именно сейчас”.

Но Дон Пауэлл считает, что именно такой подход ошибочен. Бывший банкир заявляет, что восстановление региона подчиняется обычным законам рынка, и не собирается направлять деньги, выделенные федеральным правительством на ремонт инфраструктуры, в те районы, которые не в состоянии доказать, что они способны возродиться. “Это все равно что покупать мебель до того, как построен дом”, – говорит он. (WSJ, Оксана Собкович)