Те же и они же
В этом году фестиваль «Новая драма» пройдет в пятый раз. Юбилейных торжеств не будет – по сравнению с прошлым годом программа достаточно скромна. Основной площадкой фестиваля станет Центр Мейерхольда, специальную программу покажут на сцене Театра.doc, а дискуссии перенесутся в театр «Практика». Именно в этом треугольнике фестиваль и будет в соответствии со своим слоганом «искать героя».
Комментируя программу, отборщик этого года критик Кристина Матвиенко сказала, что «Новая драма» – «фестиваль, в котором качество спектакля зачастую менее важно, чем его идеологическая значимость – дикость и аутентичность. И хотя в афише есть спектакли, поставленные не по самым новым пьесам, они интересны именно личной мотивацией автора». О том же говорит и идеолог «Новой драмы» режиссер и драматург Михаил Угаров: «Фестиваль – это процесс, он и не подводит никаких итогов, а призван отражать текущее состояние литературы».
Взгляд на афишу убеждает – текущее состояние «Новой драмы» мало изменилось за последние пять лет.
В большинстве своем все те же имена, только с новой географией.
Так, театр Ad Spectatores из Польши покажет свои варианты «Снов» и «Большой жрачки»: первым спектаклем из жизни наркоманов когда-то заявил о себе в Москве драматург и актер Иван Вырыпаев, второй стал самым успешным (и самым скандальным) документальным проектом Театра.doc. «Клаустрофобия» Константина Костенко, история о заключенных, которую привезет еще один польский театр – Teatr im. S. Jarasza, – тоже уже была поставлена и очень неплохо в Екатеринбурге Николаем Колядой. Не обойдется «Новая драма» и без очередной версии знаменитой пьесы Сары Кейн «4.48 Психоз» – на этот раз из Сыктывкара. А пьесы ирландского драматурга Мартина Макдонаха, потрясшего британскую сцену в конце 90-х, покажут аж трижды: два спектакля приедут из Перми, премьера еще одного – «Королева красоты» – состоится в Театре им. Вахтангова в рамках фестиваля.
Самыми же интересными событиями «Новой драмы» обещают стать спектакль Ричарда Максвелла из Нью-Йорка «Требуется барабанщик» (Drummer wanted) и психопатический «Не Hamlet» Андрея Могучего, поставленный по Владимиру Сорокину в питерском театре «Приют комедианта». Однако американскому спектаклю пять лет, что, хоть и является признаком успеха для западного театра, никак не может считаться приметой новизны. Да и Владимир Сорокин для «Новой драмы» скорее предтеча, чем действующее лицо.
В общем, если раньше фестиваль открывал новые имена – от Гришковца до Вырыпаева, – то теперь скорее укрепляет завоеванные позиции. Нас ожидает целая программа «Герои», в рамках которой общаться с публикой выйдут Иван Вырыпаев и Андрей Могучий, Эдуард Бояков и Михаил Угаров, Владимир Панков и братья Дурненковы. Чего фестивалю может не хватить – так это процесса. Движения вперед к новым именам и новым формам.
15–24 сентября, Центр им. Мейерхольда, театр «Практика», Театр.doc, тел. 363 10 48