Не до гангстеров
В понедельник исполняется пять лет со дня самого жуткого и впечатляющего теракта в истории, когда в Нью-Йорке рухнули башни Всемирного торгового центра. Кинематограф давно подступался к этой теме: уже существуют фильм-альманах «11 сентября», скандальный «Фаренгейт 9/11» Майкла Мура, ошеломляюще-страшный «Рейс 93» Пола Гринграсса. Однако самый ударный проект Голливуда – масштабный эпос Оливера Стоуна «Башни-близнецы». Сейчас он с успехом идет в американском прокате, а на днях появится и на российских экранах. Собственно 11 сентября режиссер будет в России – он приезжает, чтобы представить свой фильм. Перед этим Оливер Стоун показал «Башни-близнецы» во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля. Это реальная история людей, чудом спасенных из-под обломков. Насколько возможно, Стоун стремился следовать хронологии событий, не меняя фактов и имен и избегая привычных голливудских приемов (не всегда успешно). Главную роль сыграл Николас Кейдж. Накануне приезда в Россию, а также за несколько дней до своего 60-летия Оливер Стоун встретился с корреспондентом «Пятницы».
– Когда вы решили сделать фильм о крушении Всемирного торгового центра? Вскоре после катастрофы?
– Нет, совсем нет. Откровенно говоря, я вообще не собирался снимать этот фильм. Да и не знал, как это сделать. Но в конце 2004 года мне принесли сценарий, который тут же все прояснил. Я понял, что именно так можно осуществить подобную идею: рассказать истории пятерых совершенно реальных людей – двух жертв, их жен и одного спасателя. Конечно, это только часть большой истории, но и этого достаточно, чтобы отдать дань тем, кто погиб в тот день, и тем, кто выжил в аду, а потом смог вернуться. Знаете, двое полицейских, о которых я снял фильм, были в числе двадцати спасенных. Двадцать – из трех тысяч! Представляете себе, как мало удалось спасти из-под обломков?
– А почему именно сейчас настало время для того, чтобы сделать фильм о событиях 11 сентября?
– В смысле, почему не раньше? Рано или поздно это должно было произойти.
С 2001 года в мире случилось немало. Все больше катастроф, кризисов, войн. Все не в порядке... Пора бы уже проснуться, хватит спать! Проснуться и открыть свое сердце другим. Подумать наконец о перемирии. Сразу после 11 сентября я сказал, что необходимо делать фильмы о терроризме, и меня за это немало ругали. Но что еще мы можем сделать? Разве что проголосовать на выборах, хорошенько подумав о том, за кого голосуешь. Надо помнить, что самое страшное в страхе – сам страх. Надо было его преодолеть сразу после теракта.
– Других способов восстановить равновесие, по-вашему, не существует?
– Ну, лично я выступаю за отмщение.
В случаях, подобных 11 сентября. Я бы с удовольствием лично поубивал террористов из Аль-Каиды. Вы не разделяете моих эмоций? Хочется что-то сделать. Я одобряю то, что делали герои фильма «Мюнхен», хотя, по-моему, можно было обойтись без Эрика Бана, чтобы показать это. Знаете, когда американцы воевали в Афганистане, эта война была правильной и справедливой. Весь мир был с нами. Нас поддерживали. А война в Ираке – тотальная ошибка. Ее затеяли, чтобы переключить внимание с реальных виновников 11 сентября на кого-то другого.
– Не думали снять на ту же тему документальный фильм?
– Зачем? Я уже сделал один, художественный! И он во многих отношениях документальный.
– Но в последние годы вы сняли несколько документальных картин, и это, наверное, как-то повлияло на ваше решение снять фильм по мотивам реальных событий – причем столь значимых...
– Опыт работы над документальными фильмами мне очень помог. Документальное кино позволяет нам увидеть мир таким, какой он в реальности. Но сам я с документальным кино завязал. Денег с ним не заработаешь. К тому же мой документальный фильм о Фиделе Кастро «Команданте» был запрещен в Америке.
– От вас и сейчас ждали политического фильма...
– А почему вы его ждали? «Башни-близнецы» не о политике, а о человеческих судьбах. Политика разъединяет. Как и религия. Как и война. А искренность объединяет.
– Между тем в фильме немало религиозных символов.
– Морской пехотинец, который в результате спасает двух полицейских из завалов, был в реальности очень верующим человеком. Что я мог поделать с этим фактом? Он серьезный парень, настоящий воин Божий. Морские пехотинцы – вообще люди особенного рода... Вы ведь знаете, что этот спасатель-пехотинец пошел добровольцем в Ирак. И дело не в том, что я поддерживаю войну в Ираке. Я – против. Но мой герой – за. А полицейскому по имени Химено на самом деле привиделся Иисус Христос с бутылкой воды. Я не мог не вставить это в свою картину. Дело не во мне, а в том, что люди действительно верят в Иисуса Христа. Большая часть людей на Земле верят в Бога. Они верят в няньку, которая позаботится о них. И поможет им выжить. Эта вера – самая естественная в мире! Смеяться над этим было бы несправедливо и непорядочно.
– Многие критики называют «Башни-близнецы» очень американским фильмом.
– А что в нем такого уж американского? Семья и вера – ценности универсальные, единые для всех людей. То, что принципиально отличает Америку от всех остальных, – мультикультурализм и космополитизм. Это потрясающее зрелище, когда огромное количество совершенно разных людей занимаются одним и тем же делом– на развалинах Всемирного торгового центра или на съемочной площадке. Но ничего специально проамериканского в этом нет. Это просто достойное отношение к важнейшим ценностям.
– Порой по вашим фильмам казалось, что вы готовы защищать не только столь безусловные ценности.
– В 1983 году я написал для Брайана де Пальмы сценарий «Лица со шрамом». Это было очень давно. Америка обожает фильмы о гангстерах. Я могу это понять, но сам этой любви не разделяю. Тем, кто не живет в США, может показаться, что наша страна выживает исключительно потому, что является гангстерской империей. Поклонники «Крестного отца» уверены: Америка – большое гангстерское предприятие. Но мне хочется верить, что, несмотря на коррупцию и прочее дерьмо, американский дух в чем-то ином, что мы храним столетиями. Я верю в это, как верил Фрэнк Капра. Возможно, моя вера объясняется тем, что я наполовину эмигрант. Я вырос в 1950-х, это был лучший период в истории Америки.
Я всегда верил в величие своей родины.
Я до сих пор преклоняюсь перед Дуайтом Эйзенхауэром. Он был крутым парнем,
но достойным. Такого дерьма, как Джордж Буш, он бы никогда себе не позволил.
И помните, что по всем опросам большинство американцев против иракской войны и против Буша.
– Как вы думаете, возможно защитить эти ценности при помощи кинемато-графа?
– Можно попробовать, но преуспеть почти невозможно. Фрэнк Капра всегда будет проигрывать Мартину Скорсезе. Америка действительно любит гангстеров и вряд ли изменится. А я гангстеров не люблю. Потому и преклоняюсь перед Капрой. Он жил в те времена, когда Америка была настолько же фашистским государством, как Италия или Германия, но он, даже понимая это, продолжал истово верить в американскую мечту. Я тоже в нее верю. А от меня ждут еще одного «Лица со шрамом». Не дождутся. Хотя, кажется, в Азии собираются делать ремейк, и это принесет мне немало денег.
– Каким проектом займетесь после «Башен-близнецов»?
– Понятия не имею. Честно! Я так устал, так истощен, что мне совершенно необходим отдых. Немного свежего воздуха. Хотя кое-что я все же делаю – трехчасовую версию «Александра» для выпуска на DVD.