Маршрут года: самое главное


Побывав в Будапеште и Осло, Венские филармоники сыграют у нас 22 и 23 февраля 2007 года, а потом полетят в Валенсию и Мадрид. Программа еще неизвестна, но за пультом будет стоять Даниэль Баренбойм – один из титанов мирового дирижерского подиума. А в начале лета этот эталонный оркестр, воплощающий лучшие традиции европейской симфонической культуры, специально прибудет из Вены, чтобы выступить 12 июня 2007 года на концерте, посвященном Дню России. Программы тоже пока нет, а дирижер – еще один титан: Сейджи Озава. Похоже, московский размах теперь распространился и на музыкальную классику.

Как и учебный год, культурный сезон начинается в сентябре – но, конечно, не сразу первого числа, а постепенно. Сегодня, когда мы выпускаем этот номер, пульсация культурной жизни уже чувствуется повсюду: после летнего затишья страницы ежедневников заполняются списком мероприятий, которые нельзя пропустить, да и у нас в разделе «Афиша» начинают спорить друг с другом за место на полосе премьеры, концерты, выставки и фестивали. Что выбрать? Перед вами мнения наших критиков о том, что в этом сезоне окажется самым главным. Мнения не претендуют на объективность, а иногда и подчеркнуто субъективны.

КНИГИ

Просто Бродский

Типографии печатают книги круглый год, и начало литературного сезона (в отличие от, скажем, театрального) – отчасти условность. И все же именно с приходом осени оживают замершие на лето премиальные циклы: начинается оглашение шорт-листов, а затем и лауреатов Букера, «Большой книги», Премии имени Андрея Белого… В клубах представляются новинки, проходят авторские чтения, стартуют очередные проекты. А открывает все это бурление Московская книжная ярмарка, на которой издатели по традиции делают самые сильные свои ходы (подробнее об этом см. на полосе, посвященной книгам).

На ярмарке появится и одна из самых заметных книг грядущего литературного сезона: выпущенная в серии «ЖЗЛ» первая в России биография Иосифа Бродского, которую, без сомнения, ожидает судьба интеллектуального бестселлера. Книга написана его современником и другом, остроумным и ироничным поэтом Львом Лосевым. Как и Бродский, Лосев покинул Союз, как и Бродский, совмещал обязанности американского профессора и сочинительство. Но при очевидных биографических пересечениях попыток равняться со своим героем, а то и ревновать к его славе и таланту (что частенько случается с иными мемуаристами) в этой книге нет.

Первая же ее главка называется «О гениальности». Точка. Лосев пишет о гении без намерения быть конгениальным. В его книге присутствуют удивительная внутренняя осанка и деликатность. Предельно содержательная с фактической точки зрения, она полна и глубоких наблюдений над стихами Бродского. Каждый штрих человеческой биографии проецируется на творчество; в итоге получается, как совершенно точно формулирует сам Лосев, умная и внятная «литературная биография». Безоговорочное браво!

КИНО

Что же снял Дэвид Линч?

Еще неясно, станет ли это событие и вправду важнейшим в киносезоне (хочется надеяться, что будут и сюрпризы), но на сегодняшний день оно точно самое ожидаемое: появление новой картины Дэвида Линча Inland Empire. Мировую премьеру фильма на Венецианском кинофестивале (которая состоялась, когда номер подписывался в печать) с нетерпением ждали все. Уже давно – наверное, со времен «Догвилля» Ларса фон Триера – картина заведомо ограниченного проката не вызывала заранее столько спекуляций и предвкушений.

Линч, которому 20 января нынешнего года стукнуло 60, сегодня по ряду причин (в том числе из-за нехватки харизматичных молодых лидеров) остается одной из самых влиятельных и ярких фигур мирового кино, равно привлекающих зрителей и прокатчиков Европы, Азии и Америки, – речь, естественно, о так называемых независимых дистрибьюторах. До сих пор Inland Empire, кажется, видел только один человек на земле – директор Венецианского фестиваля Марко Мюллер. Именно он принял решение вручить Линчу «Золотого льва» за карьеру, что обычно происходит с мэтрами, которым давно пора на пенсию. О Линче такого не скажет никто. Мюллер объясняет свой выбор просто: «Посмотрев фильм, я решил, что он достоин «Золотого льва», а раз это так, то зачем Линчу соревноваться с другими? Пусть сразу получит свою награду».

В остальном о картине известно крайне мало. В главных ролях снялись вроде бы Лора Дерн (героиня линчевских шедевров «Синий бархат» и «Дикие сердцем»), Джереми Айронс, Джастин Теру и Джулия Ормонд, но не исключено, что Линч, безжалостно режущий свои фильмы, оставил от этих артистов рожки да ножки, перенеся центр тяжести, скажем, на кого-нибудь из безвестных польских исполнителей, которых в картине тоже немало. Снимался фильм несколько лет в обстановке строжайшей секретности где-то между Польшей и США. Оператором с цифровой видеокамерой был сам Линч. Сценария не читал никто, кроме режиссера, да и был ли этот сценарий? Говорят, фильм – сплошная импровизация.

Сам Линч лапидарен: утверждает, что Inland Empire – это «история женщины, попавшей в неприятности». Заголовок только звучит загадочно, на самом деле это топоним, название местности в Калифорнии. Но с местами, временами, названиями и героями Линч, как всем известно, обходится свободно – и потому нельзя быть уверенным ни в чем. Эта неуверенность и делает Inland Empire самым ожидаемым событием ближайших двенадцати месяцев.

КЛАССИКА

Венские филармоники летят к нам

Все ближе осуществление общей мечты слушателей и концертных организаторов: Москва скоро будет не просто прекрасной музыкальной столицей со своими обычаями и местными любимцами. Она станет одним из пунктов мирового концертного пространства. Это значит, что гастролирующие артисты теперь не обойдут наш город стороной. А речь идет не об одном солисте-звезде, а о целом оркестре. В грядущем сезоне Москву посетит лучший симфонический оркестр мира – Венский филармонический. Причем не один раз в течение сезона, а целых два. Это значит, что разные московские организаторы, действуя независимо друг от друга, пригласили весьма дорогостоящий коллектив. Пожалуй, мечта сбывается даже слишком быстро.

БАЛЕТ

Американский эксперимент

Несмотря на большое количество ярких гастрольных проектов (тут и спектакли европейского авангардиста Анжелена Прельжокажа, и ноябрьский визит в Москву Мориса Бежара, и «Ундина» Пьера Лакотта, спектакль Мариинки, который в рамках спецпроекта «Золотой маски» покажут в марте), самые интригующие балетные премьеры все-таки обещают преподнести местные силы. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, всегда остававшийся провинциальным соседом Большого, неожиданно проявил лидерские претензии: он заполучил на постановку Джона Ноймайера – классика современного балета, которого и Мариинка, и Большой уламывали на сотрудничество десятилетиями. Причем мэтр перенесет на московскую сцену не заезженный всеми компаниями мира спектакль, а одну из новинок – «Чайку».

Но особенно интригует премьера в Большом. Не «Корсар», оригинальную версию которого худрук Большого балета Алексей Ратманский вместе с Юрием Бурлакой покажут в июне. За успех этой премьеры можно быть спокойным: один из доживших до наших дней балетов Петипа всегда был раздольем для этой труппы, не имеющей себе равных в исполнении характерных танцев. А февральский вечер американской хореографии – очередной тест на совместимость с актуальным балетом. «Серенаду», с которой началась слава хореографа Баланчина, в нем дополнят еще два одноактных спектакля. In the Upper Room («В комнате наверху») станет российским дебютом американского хореографа Туайлы Тарп, мастерски соединяющей классику и модерн. Еще один балет поставит специально для танцовщиков Большого 33-летний Кристофер Уилдон, в последние годы освоившийся в роли идола американских и европейских критиков и получивший неофициальный титул «Баланчин нового поколения».

ТЕАТР

Два Лира и Фауст

Этой осенью у столичных зрителей будет гарантированный повод вспомнить о том, что театр умеет искать ответы на главные вопросы и говорить о вечном: с гастролями приедут две постановки от режиссеров, которых в Москве любят особенно страстно. В ноябре Фонд Станиславского в рамках своего фестиваля покажет последний спектакль Эймунтаса Някрошюса «Фауст» и недавнюю премьеру Малого драматического театра – «Короля Лира» Льва Додина. Не так уж важно, окажутся ли эти спектакли безусловными вершинами в творчестве обоих мэтров или вызовут вопросы (петербуржцы и те, кто специально приезжал из других городов на премьеру в МДТ, уже могли составить свое мнение о «Лире»). В любом случае это пример того масштабного режиссерского мышления и той сосредоточенности актерской игры, в отсутствие которых воздух любой культурной столицы становится разреженным и пресным.

Интересно будет сравнить питерского «Лира» с московским – 6 октября на сцену «Сатирикона» в роли несчастного короля выйдет Константин Райкин, решивший продолжить свое плодотворное сотрудничество с режиссером Юрием Бутусовым (именно в спектакле Бутусова пару лет назад Райкин сыграл Ричарда III).

Впрочем, как бы ни привлекали отдельные премьеры и гастроли, на статус самого мощного события сезона все равно будет претендовать Международный Чеховский фестиваль. Хотя бы по своему масштабу: марафон продлится без малого два месяца, в течение этого времени нам покажут панораму канадских, японских спектаклей, а также постановки театров Европы и Латинской Америки. Но это будет уже летом.

ПОП/РОК

В ожидании Radiohead

Возможно, самое ожидаемое событие – визит отцов брит-рока Radiohead: как сказал «Пятнице» российский промоутер концерта Александр Чепарухин, дата должна определиться в течение ближайших двух месяцев. Выступление группы в Москве давно казалось российским меломанам несбыточным, неосуществимым музыкальным предприятием; молва приписывала лидеру группы Тому Йорку невозможные технические и бытовые требования к принимающей стороне. Все оказалось не так страшно: один из основных поводов для беспокойства музыкантов – обращение охраны с публикой.

Не стоит забывать и об обещании, которое дала российским поклонникам группа Rolling Stones – в нынешнем году концерт пришлось отложить из-за травмы гитариста Кейта Ричардса, однако группа клятвенно уверяет, что приедет в 2007-м.

ВЫСТАВКИ

Примечания к биеннале

Олег Кулик сказал, что хотел бы годик отдохнуть. Суперзвезда современного русского искусства, на протяжении последних пятнадцати лет не щадивший живота своего, вернется к арт-активности в следующем году. По информации из надежных источников (сам Кулик все держит в тайне), он готовит гигантскую ретроспективную выставку. Вполне вероятно, что состоится она в Московском музее современного искусства, в рамках программы «Москва актуальная», которую проводит куратор Елена Селина и ее галерея XL. Ближайшая экспозиция в этой программе – декабрьская ретроспектива Виктора Пивоварова, давно живущего в Праге классика московского концептуализма.

В конце года свою музейную программу, хочется верить, наконец начнет и Марат Гельман, который собирался стартовать с Дмитрия Гутова. Место действия –

Третьяковская галерея.

Сама же Третьяковка готовит собственное мегашоу – выставку «соц-арта». После бешено успешных выставок «Сообщники» и «Русский поп-арт» куратор Андрей Ерофеев замахнулся на главное (с точки зрения зрелищности) достижение русского современного искусства. Эта выставка должна стать хитом 2-й Московской биеннале, если, конечно, ее вставят в программу этого фестиваля.

Биеннале планирует открыться в начале марта. Главная площадка – уже не одиозный Музей Ленина, а новый недостроенный корпус ЦУМа. Проведение выставки в торговых залах исключительно уместно: современному русскому искусству настолько понравилось быть продажным (в прямом смысле слова), что оно с радостью готово потеснить другие товары народного потребления. Впрочем, тема биеннале звучит, как и положено, высокопарно: «Геополитика, рынки, амнезия. Примечания». А кроме русских участников комиссар и по совместительству куратор биеннале Иосиф Бакштейн обещает западных суперзвезд, в том числе Йоко Оно, швейцарскую феминистку Пипилотти Рист и канадского фотогения Джефа Уолла.