Центробанки Европы теряют контроль
Еврокомиссия готовится рассмотреть предложения по выводу слияний и поглощений в банковском и страховом секторах из-под надзора национальных банков. По словам пресс-секретаря Чарли Маккриви, комиссара ЕС по делам внутреннего рынка, заседание комиссии может состояться уже на следующей неделе. “Мы готовы обсуждать предложения по изменению банковских законов и хотим, чтобы роль национальных регуляторов была определена лучше и четче”, – отмечает он. Новые правила должны обезопасить ЕС от протекционизма в финансовом секторе, в частности повторения событий прошлого года, приведших к отставке Фацио.
Весной 2005 г. нидерландский ABN Amro предложил 7,6 млрд евро за итальянский Banca Antonveneta. Однако поначалу перспективы сделки были туманными. Вскоре после предложения голландцев с еще более щедрыми условиями выступил местный Banca Popolare Italiana Scarl (BPI), в финансовом отношении бывший гораздо слабее конкурента. Как выяснилось позже, Фацио сделал все возможное, чтобы нидерландцам Banca Antonveneta не достался. За 12 лет руководства ЦБ он не допустил ни одного иностранного поглощения и знал, как помочь BPI: для обсуждения сделки гендиректор банка Джанпьеро Фьорани неоднократно приходил к Фацио через черный вход.
Антимонопольное ведомство Еврокомиссии против покупки Banca Antonveneta нидерландцами не возражало, но Фацио одобрил поглощение банка итальянским BPI, который тем временем тайно скупал акции Banca Antonveneta на рынке. BPI щедро отблагодарил Фацио: в компьютере Фьорани прокуроры обнаружили список подарков стоимостью 30 000–50 000 евро, которые от банкира получила семья председателя ЦБ. В нем значились шампанское Dom Perignon, часы Cartier, сумочка от Prada и раритетные религиозные книги.
После этого прокуратура начала расследование в отношении Фацио по обвинениям в инсайде и превышении должностных полномочий, а Еврокомиссия потребовала от Италии официальных объяснений о действиях финансового регулятора страны при поглощениях банков. Фацио утверждал, что следовал положению банковского законодательства Италии, которое позволяет регулятору не разрешить слияние, если такое решение будет способствовать “стабильному и рациональному управлению кредитной организации”. В декабре Фацио ушел в отставку, не дожидаясь решения правительства.
С тех пор уже два итальянских банка перешли в собственность иностранцев. Banca Antonveneta достался-таки нидерландскому ABN Amro, а французский BNP Paribas купил 48% акций Banca Nazionale del Lavoro. Еврокомиссия тем временем решала, как избежать повторения этой истории, ставшей результатом “недостатка правовой базы, ясности и предсказуемости”.
Если предложения Еврокомиссии будут одобрены, нацбанки ЕС смогут воспрепятствовать сделке только в пяти случаях: если у них вызывает сомнения репутация покупателя и его соответствие нормам банковского законодательства, репутация и опыт потенциальных руководителей объединенной компании, надежность финансового положения покупателя, его соответствие всем критериям и правилам банковского надзора либо в отношении покупателей появятся подозрения в отмывании денег и финансировании терроризма.
На отрицательное решение по сделке у нацбанков будет 30 дней по сравнению с нынешними тремя месяцами. Если на банк или страховую компанию претендует более одного покупателя, ко всем претендентам отношение должно быть “прозрачным и без дискриминации”, говорится в проекте предложений комиссии. В дальнейшем европейский регулятор может потребовать от нацбанков “незамедлительно” предоставлять документы, которыми они руководствовались, вынося решение. (FT, 5.09.2006, Татьяна Бочкарева)