Эксперименты на досках
Впервые в роли дизайнера обуви инженер-электротехник Пьер-Анри Сенизерг испытал себя в 1988 г. К тому времени его уже считали одним из лучших скейтбордистов Франции. Поэтому французская компания Rautureau Apple привлекла его для продвижения своей марки специализированной одежды и обуви Etnies. Согласно контракту он должен был пользоваться маркой Etnies на всех соревнованиях, в которых участвовал. Но обувь устраивала Сенизерга не вполне, и ему захотелось испытать себя в роли дизайнера. Меньше чем за год без отрыва от тренировок и соревнований он сконструировал свою первую модель, названную Senix.
В 1989 г. травма спины заставила Сенизерга покинуть профессиональный спорт. Но ему удалось убедить французскую компанию выдать ему лицензию на дистрибуцию обуви под маркой Etnies в США. “Никакого опыта управления бизнесом у меня к тому времени не было”, – говорит Сенизерг. На собственные сбережения и кредит французской компании он основал дистрибуторскую компанию Etnies USA. Она стала первым в США дистрибутором обуви для скейтбордистов, во главе которой стоял профессиональный спортсмен. Общий объем первоначальных вложений составил около $250 000.
Первые пять лет бизнес развивался ни шатко ни валко. “Отрасль была далеко не в лучшем состоянии, и множество продавцов оборудования для скейтбордистов уходили из бизнеса. Никто не хотел брать на себя риск работы с неизвестным брендом”, – рассказывает Сенизерг.
Еще одним препятствием стал языковой барьер. Договариваться с партнерами на ломаном английском языке очень непросто, признается Сенизерг. Он практиковался, обращаясь к незнакомым людям, которых встречал во время занятий скейтбордингом.
Там же он стал замечать, что любители скейтборда пользовались высокими кедами, но хотели бы покупать полукеды. “Я видел, что молодые люди покупают легкую обувь, не приспособленную для скейтборда, которой хватало всего на несколько часов”, – вспоминает Сенизерг. Поэтому мы стали шить легкие низкие кеды с усиленной подошвой. Уже первые модели Сенизерга служили скейтбордистам вчетверо дольше обычных кед.
Поворотным пунктом для бизнеса Etnies USA стал 1994 год. Спад в отрасли закончился, повсюду стали открываться новые специализированные магазинчики. Многие из них хотели бы предложить своим клиентам новые бренды. Всего за год оборот компании вырос в шесть раз (с $1 млн до $6 млн). А в 1995 г. достиг $10 млн.
Быстрый рост привел к неожиданным проблемам. “В 1994 г. компанию охватил хаос, – рассказывает Сенизерг. – Я не знал, насколько велик спрос, каков размер рынка, но пытался практически вслепую строить прогнозы. Мы несколько раз за год переводили наши склады в новые, более вместительные помещения”.
К 1996 г. Сенизерг продавал в США только собственные модели. Более того, его обувь пользовалась спросом по всему миру. Поэтому никто не удивился, когда он выкупил бренд Etnies у своих французских партнеров. Сумма сделки составила около $1 млн. В том же году для управления своими брендами Etnies, eS, Emerica и Thirty Two Сенизерг создал компанию Sole Technology.
С тех пор темпы роста бизнеса Сенизерга не опускались ниже 10% в год. Сейчас обувь, производимая компанией Sole Techology, продается в 70 странах мира, а в США, Канаде и Великобритании занимает ведущие позиции среди производителей скейтбордистской обуви. Выручка компании в этом году превысит $200 млн, говорит Сенизерг. Около 85% приходится на продажи обуви и 15% – на одежду и аксессуары. Достичь таких показателей помогли акцентированные маркетинговые усилия. Компания оказывает спонсорскую поддержку более 100 ведущих скейтбордистов мира. Они не только рекламируют Sole Technology, но и участвуют в разработке новых моделей.
“Важнейший навык, необходимый для управления бизнесом в период быстрого роста, – способность меняться, но не терять концентрации”, – говорит Сенизерг.
С этой целью в 2003 г. он создал исследовательскую лабораторию Sole Technology Institute. По его утверждению, это единственная в мире специализированная лаборатория, посвященная биомеханическим процессам во время катания на скейте. Нагрузка на ноги скейтбордиста может в 17 раз превышать его собственный вес. “Обувь для скейта должна выдерживать такие перегрузки и как можно меньше изнашиваться”, – говорит Сенизерг. Подошвы должны быть очень прочными, но в то же время достаточно гибкими, чтобы спортсмен чувствовал скейт.
В лаборатории часто бывают лучшие скейтбордисты мира. Выгода такого сотрудничества обоюдна. У спортсменов появилась возможность принять участие в процессе создания обуви, а лаборатория получает бесценные данные. Спортсменов обклеивают специальными датчиками и просят провести несколько показательных тренировок. Позже собранная информация о нагрузках на разные части обуви тщательно анализируется и учитывается при моделировании обуви. Именно благодаря такому сотрудничеству были созданы несколько новых моделей кед.
Уже не первый год то утихают, то разгораются слухи, что компания Nike рассматривает возможность покупки Sole Technology. Но Сенизерг утверждает, что не намерен ни продавать свою компанию, ни превращать ее в публичную. “Нам вполне хватает внутренних ресурсов. Продажа всех или части акций способна изменить атмосферу в компании. А нас вполне устраивает то, что у нас есть”, – говорит он. (FT, 23.08.2006, Полина Михалева)