Исход из Ford


Специалисты по поиску персонала на высшие управленческие должности в последнее время все чаще сталкиваются с соискателями, у которых одно и то же место текущей работы в резюме – североамериканское подразделение Ford. Кандидаты справляются о возможностях трудоустройства даже в неавтомобильных компаниях, многие из них вообще готовы покинуть индустрию. Причем интерес к переходу проявляют не только топ-менеджеры, но и руководители ключевых направлений, которые ранее отказывались рассматривать любые предложения, поскольку ожидали повышения, утверждают рекрутеры и уже уволившиеся сотрудники компании, которые поддерживают связь с бывшими коллегами.

Только за последний год в Ford произошло несколько довольно громких отставок топ-менеджеров, отвечавших за самые прибыльные для компании операции или за подразделения, которыми в компании гордились как образцовыми с точки зрения минимальной текучести кадров. В марте компанию покинул финансовый директор Ford Credit Дейв Коспер, который перешел на аналогичную должность в Sonic Automotive. Потеря тем более болезненная, что Ford Credit на протяжении многих лет был более прибыльной частью корпорации, чем собственно производство автомобилей, а сам Коспер еще в январе, т. е. всего за пару месяцев до ухода, выступал перед инвесторами и прессой, защищая план реструктуризации всего Ford. В мае из компании ушел еще один значительный сотрудник – глава южно-африканского подразделения Антонио Масьель, который стал одним из руководителей бразильского бумажного концерна. Масьель за несколько лет сумел вернуть вверенную ему компанию к прибыльности и удвоил долю на местном рынке. А в октябре прошлого года из Ford уволился руководитель подразделения по развитию продуктов, проработавший в компании 18 лет. Он стал старшим вице-президентом компании – производителя автомобильных комплектующих ArvinMeritor.

В начале августа Ford сменил подрядчика по поиску кадров. Вместо многолетнего партнера Hiedrick & Struggles искать сотрудников будет Korn/Ferry International. В обеих компаниях от комментариев отказались.

“Происходящее в компании меня взволновало, – говорит Джон Слосар, председатель совета директоров и гендиректор хедхантинговой компании Triniti Executive Search, которая занимается подбором руководителей высшего звена для автомобильной индустрии. – За последний год я разговаривал по крайней мере с девятью топ-менеджерами Ford, убеждая их остаться в Ford, поговорить с Биллом [Уильямом Фордом, председателем совета директоров и гендиректором Ford], но большинство из них настроены сворачивать удочки”. Происходящее Слосар характеризует как утечку мозгов. Сам Слосар покинул Ford в 1994 г. после 34 лет работы. Он говорит, что к нему люди из Ford обращаются в три раза чаще, чем из General Motors.

В Ford работают приблизительно 300 руководителей высшего звена и около 2000 – в ранге директоров. Представители компании не соглашаются с тем, что из Ford стали уходить люди. Пресс-секретарь компании Марси Эванс говорит, что компания сравнивает свои показатели с еще 20 автопроизводителями и определила, что в исторической перспективе у них низкая текучесть кадров. А за последние четыре года – вдвое ниже, чем у конкурентов.

Но источники в компании выражают беспокойство. Один из руководителей высшего ранга, пожелавший остаться неназванным, признал, что в компании обсуждают, нужны ли “бонусы удержания, поскольку уходит так много хороших людей”. Источник отдельно упомянул проблемы в финансовом департаменте, поскольку “навыки людей этого сектора легко могут быть применимы в других отраслях”.

Увольнения по собственному желанию среди высокооплачиваемых сотрудников могут быть на руку компании, поскольку руководство Ford заявляло о желании сократить некоторое количество из 35 000 сотрудников. План ускоренной реструктуризации, подробности которого будут раскрыты в сентябре, предполагает сокращение фонда заработной платы на 10–30%.

“Мне раз в неделю звонит кто-то из высокопоставленных сотрудников Ford, предлагая свои услуги где-нибудь вне автомобильного мира”, – говорит Питер Крист, гендиректор небольшой хедхантинговой компании Crist Associates. За последние полтора года количество звонков из Ford утроилось, утверждает он. “Люди убегают от чего-то, а не стремятся к чему-то”, – считает он.

Но есть одна проблема – ветераны автомобильного мира не очень нужны компаниям из других секторов экономики: у них нет широкого опыта. Недавно по рекомендации Криста один из топ-менеджеров Ford ходил на собеседование в крупную производственную неавтомобильную компанию. “Кандидат им очень понравился, но его завернули, потому что он нигде, кроме как в Ford, не работал”, – говорит Крист.

Причины исхода из Ford рекрутеры и бывшие сотрудники называют разные. Но большинство сходится на том, что в компании недостаточно гибкая система вознаграждения. Ford признает, что руководители высшего звена получают в качестве бонуса 30–100% годовой зарплаты. Но это при условии, что дела в компании идут хорошо, как это было в 1990-е гг. А в 2006 г. бонус за 2005 г. не заплатили. С учетом недавних 4-миллиардных убытков в Северной Америке бонусы за этот год тоже вряд ли заплатят. За последние пять лет бонусы в компании выплачивали дважды, при том что они выплачивались каждый год на протяжении 1993–2001 гг. “Ясно, что на высших постах большая часть компенсации за труд – это бонусы и опционы. Опционы – это воздух, а бонусы вполне реальны. И если их не платят или не смогут заплатить, люди делают выводы”, – говорит Джон Колетти, который ушел из Ford в 2005 г. в возрасте 55 лет, проработав в компании 33 года. Слосар из Triniti Executive Search называет еще одну причину, по которой сотрудники покидают Ford. По его мнению, у людей появились “завышенные ожидания повышений”, спровоцированные самой компанией. Несколько лет назад до ранга топ-менеджеров стали повышать людей с 20-летним стажем работы в Ford, хотя раньше войти в круг “200 избранных” был невозможно, не отдав компании меньше трех десятков лет. Когда “20-летних” повышать перестали, они начали смотреть по сторонам, говорит Слосар. (WSJ, 28.08.2006, Полина Михалева).