Американские ученые учатся бизнесу
Джон Ким предложил простой план спасения легендарной компании – сделать ее прибыльной. Первым делом Ким заставил ключевых ученых заняться теми прорывными технологиями, с помощью которых легко начать новый бизнес. В то время как раньше Bell Labs жила чистой наукой.
Каждый из подобных проектов должен принести в 6 раз больше средств, чем было потрачено на исследования. При этом те проекты, которые, как ожидается, принесут больше прибыли, получают наибольшее финансирование. От ученых требуют представления результатов их работы в виде презентаций Power Point, причем выступление не может длиться более 8 минут. Ким также добивается расширения размеров правительственных грантов и активно ищет партнеров для реализации проектов среди венчурных капиталистов.
Страх перед слиянием с Alcatel
В былые времена исследователи из Bell Labs скорее всего не приняли бы коммерческий подход Кима. Но ситуация изменилась. Крупные корпорации стали неохотно выделять средства на исследования, которые не могут быстро окупиться. А в случае с Lucent положение осложняется предполагаемым слиянием с французской Alcatel, у которой нет столь богатого опыта фундаментальных исследований, как у Bell Labs. Американских ученых беспокоит, что 60% акций объединенной компании, а значит, и контроль над ней окажется в руках акционеров Alcatel. Кроме того, они опасаются, что объявленное сокращение 9000 рабочих мест коснется и Bell Labs, поэтому многие уже начали искать новую работу.
Патрисия Руссо, гендиректор Lucent и будущий гендиректор объединенной компании, говорит, что у нее “нет ни малейшего намерения выделять Bell Labs из компании” или “сворачивать проводимые там исследования”. Голосование акционеров по поводу слияния намечено на 7 сентября. В ожидании этой даты многие инвесторы продали акции Lucent, полагая, что сделка может сорваться. Некоторые европейские аналитики опасаются, что секретный характер проектов Bell Labs приведет к запрету на слияние со стороны властей США. Lucent, впрочем, уверяет, что передаст такие проекты специальному американскому подразделению по примеру других фирм, столкнувшихся с подобной проблемой.
Коридоры во тьме
В течение восьми десятилетий в недрах Bell Labs родилось множество крупных открытий и изобретений, например фотоэлементы, электронный микрофон и компьютер. Исследователям компании предоставлялась свобода выбора. Они могли заниматься даже теми проектами, которые казались руководству бесперспективными. В результате 11 сотрудников лаборатории стали лауреатами шести Нобелевских премий, в том числе за доказательство теории “большого взрыва”.
Пока ученые Bell Labs купались в лучах славы, коммерческие плоды их изобретений пожинали другие компании. Отчасти это связано с тем, что исследования финансировало государство за счет специального налога на телефонные счета и поэтому доступ к открытиям можно было получить за небольшую плату. У менеджеров Bell Labs не было финансовых стимулов для коммерциализации исследований: телефонная монополия AT&T, владевшая Bell Labs, купалась в деньгах.
В 1984 г. AT&T была разделена на множество самостоятельных фирм, а в 1996 г. из ее структуры выделилась Lucent. После того как интернет-бум обернулся кризисом высокотехнологичной отрасли, Lucent для предотвращения банкротства сократила десятки тысяч рабочих мест путем увольнений и продаж целых подразделений, например Agere, Avaya и Optical Fiber Solutions. В Bell Labs упразднялись целые департаменты, например статистики, психологии и экономики. К 2003 г. исследовательский бюджет Bell Labs уменьшился до $115 млн – менее трети от тех $350 млн, которые компания получала в середине 1990-х. Число ученых сократилось с 3000 в 1999 г. до 1000 в 2003 г. В зданиях компании целые коридоры опустели и погрузились во тьму. Сделка с Alcatel вызывает новые опасения: многие считают, что французская компания попросту поглощает американскую. Новая компания получит название Alcatel Lucent, а ее штаб-квартира будет находиться в Париже. Между тем штаб-квартира Bell Labs останется в Мюррей-Хилл (штат Нью-Джерси), где располагается пока головной офис Lucent.
Южнокорейское чудо
Задача сохранить Bell Labs после слияния досталась Киму – первому руководителю этой компании, сделавшему карьеру за ее пределами. Ким не обещает подчиненным возродить былую славу. Чтобы превратить лабораторию в коммерческую структуру и сделать ее элементом транснациональной корпорации, он хочет разбудить в ученых предпринимательский дух.
“На высококонкурентном рынке мы должны соединить стратегию Bell Labs со стратегией Lucent”, – поясняет Ким. Его цель – создать новые источники доходов взамен тех, что были перехвачены конкурентами. Прежде всего это касается ключевого направления бизнеса Lucent – поставок телекоммуникационного оборудования. Ким убежден, что сумеет сделать Bell Labs важной частью объединенной компании, которая, по его словам, “окажет огромное влияние на будущее телекоммуникаций”. В прошлом Bell Labs уже пыталась создавать компании для реализации идей ученых в жизнь, но в 2002 г. прекратила эти эксперименты. Тогда Lucent продала свои доли в 27 компаниях-стартапах менее чем за $100 млн. Спустя время некоторые из этих компаний были перепроданы за сотни миллионов долларов.
Сейчас Киму 45 лет. До 14 лет он жил в родной Южной Корее, а затем переселился с родителями в США. В 1998 г. Ким продал Lucent компанию-стартап Yurie Systems, которая занималась широкополосным доступом в Интернет, за $1 млрд. Заработав на сделке $500 млн, Ким стал сотрудником Lucent, но уже в 2001 г. он ушел из корпорации ради занятий наукой в Университете Мэриленда. В апреле 2005 г. Патрисия Руссо пригласила предпринимателя вернуться в Lucent и возглавить Bell Labs.
Totally Crazy
Кроме введения новых требований к презентациям и уровню возврата средств Ким также занялся сокращением издержек, открыв или расширив офисы в Дублине, Пекине и индийском Бангалоре. Реформируя компанию, он начал говорить на языке, который здесь никогда не звучал. Например, заявив о внедрении принципов “матричного менеджмента”, он стал объединять ученых из разных департаментов для работы в одном проекте. Он призвал “добровольцев” на бесконечные вечерние посиделки, посвященные предстоящим преобразованиям. Ким попросил ученых разделить свои идеи на две группы. В первую группу – она называлась “витамины” – попадали идеи, не приносящие немедленной прибыли и при этом вполне очевидные. Во вторую группу – “болеутоляющие” – те, которые могут принести немедленную пользу и высокий доход. Результатом этих мозговых штурмов стало около 150 технологических идей, начиная от видеоигр и методов оплаты мобильных телефонов и заканчивая микробатарейками размером с атом. Ким передал наиболее важные идеи специальной секретной группе, которую он создал для руководства предстоящим прорывом. Группа получила название “технологическая коммерциализация”, сокращенно TC. В шутку Ким расшифровывает это сокращение как Totally Crazy – “абсолютное сумасшествие”.
Раньше такому изобретению, как силиконовый детектор металлов толщиной в три человеческих волоса, Lucent никак не могла найти применения. Теперь Bell Labs создала стартап, который должен превратить это изобретение в прибор магнетометр, полезный и для врачей, и для военных. Ученые, которые исследуют, например, способность практически слепых пауков плести симметричные сети или роль света в жизни глубоководных существ, позитивно относятся к нововведениям. Хотя презентации в Power Point нравятся не всем – за 8 минут нельзя изложить детали, зато они помогают Киму доказывать необходимость проектов перед Lucent.
“Поначалу я с беспокойством ожидал, чем это обернется, – говорит Дейв Бишоп, ученый с 28-летним стажем работы в Bell Labs. – Но Джон сделал нашу борьбу за спасение своей собственной борьбой. Да поможет ему бог!” (WSJ, 21.08.2006, Александр Силонов)