Дело о чешском универмаге
Чешская прокуратура обвиняет Вейсса в шантаже компании Kotva, которая владела самым известным пражским универмагом. По мнению прокуратуры, Вейсс подавал сфабрикованные иски в суд, когда не смог добиться своего в споре по поводу акций Kotva, которыми он владел. Вейсс отрицает эти обвинения. “Сама идея называть меня преступником – это нонсенс”, – заявил он. Вейсс признает, что покупка акций Kotva была “самым неумным поступком” в его жизни.
Вейсс не первый человек, которого обвиняют в попытке извлечь выгоды из недостатков законодательства посткоммунистических стран, в которых они сначала играли активную роль помощников перехода на капиталистические рельсы. В прошлом году экономисту Эндрю Шлейферу и Гарвардскому университету пришлось выплатить $30 млн по иску федерального правительства США. Шлейфера обвинили в конфликте интересов, возникшем из-за его инвестиций в Россию, которой он одновременно оказывал консультационные услуги.
Случай с Вейссом демонстрирует те сложности, которые могут возникнуть у любого инвестора, решившего вложиться в развивающиеся страны. Тот, кто думает, что в этих странах действуют те же самые правила и те же самые переговорные тактики, что и в США, рискует потерять деньги.
Чешская прокуратура написала запрос в прокуратуру Бостона, в котором обвиняет Вейсса, штатного профессора экономики Бостонского университета, в уголовном преступлении. В запросе говорится, что прокуратура располагает записями разговоров и другими доказательствами того, что Вейсс, миноритарный акционер Kotva, пытался заставить компанию выкупить свои акции по завышенной цене. Когда ему было в этом отказано, Вейсс, по мнению прокуроров, подал несколько судебных исков против Kotva, чтобы оказать давление на компанию.
“Вейсс зашел слишком далеко и был пойман”, – говорит Джоэль Бекмен, бостонский адвокат Kotva.
Вейсс утверждает, что он просто “агрессивно” вел переговоры, когда возник деловой спор. По его мнению, бывший мажоритарный акционер Kotva – компания Forminster Enterprises, которая, кстати, вовлечена сейчас в крупный финансовый скандал в Чехии, планировала продать универмаг и украсть выручку.
Бостонский адвокат Forminster Джеффри Клемент называл обвинения Вейсса “смешными”.
Вейсс обратился к бывшему госсекретарю США Мадлен Олбрайт с просьбой защитить его перед чешским правительством. Олбрайт назвала случай Вейсса “ужасающим”. В ее тезисах, которые она подготовила для встреч с чешскими чиновниками, говорится, что “использование чешских судов для разрешения частного спора является правом г-на Вейсса по конституции Чехии, а не предметом уголовного расследования”.
Вейсс, разговорчивый 59-летний мужчина, вырос в городке Квинз, штат Нью-Йорк. Под управлением его бостонской компании Weiss Asset Management находится около $500 млн. Он специализируется на недооцененных активах по всему миру – от водного парка во Вьетнаме до цементного завода в Казахстане. Вейсс говорит, что с начала его профессиональной инвестиционной карьеры в 1991 г. у него ни разу не было убыточного года.
В Чехии он появился в середине 1990-х. В 1997 г. Вейсс получил грант Всемирного банка на исследование практики корпоративного управления в этой стране. На различных конференциях он призывал к скорейшему принятию законов, которые позволят прекратить разворовывание активов и денег менеджерами, начавшееся после падения коммунизма. Вейсс утверждает, что никогда не делал секрета из своих намерений инвестировать средства фонда в Чехию.
В 1999 г. он возглавил Czech Value Fund, владевший 25% акций Kotva, оператора знаменитого универмага; в годы коммунизма это было едва ли не единственное место Праги, в котором продавались западные товары. Однако уже в то время примерно половина этого пакета была предметом давнего судебного спора.
Основным акционером Kotva в то время была кипрская компания Forminster, но ее пакет еще в 1997 г. был арестован пражской прокуратурой по подозрению в отмывании денег.
Проблемы Вейсса начались в декабре 2003 г., когда он получил и отверг предложение продать акции Kotva за $4 млн. В мае 2004 г. Вейсс узнал, что Kotva собирается продать универмаг ирландскому девелоперу Markland Group за $65 млн.
12 мая того же года он встретился в одном из пражских ресторанов с тогдашним гендиректором Kotva Ричардом Харацимом и другими представителями компании. Харацим заявил ему, как утверждает Вейсс, что его акции теперь ничего не стоят и что он ничего не получит после продажи активов компании.
Харацим же рассказывает совсем другую историю. По его версии, Вейсс выпрыгнул из-за стола чуть ли не на метр, когда узнал, что Kotva не собирается покупать его акции. По версии чешской прокуратуры, Вейсс потребовал выкупа его пакета за $4 млн и пригрозил остановить распродажу активов “сфабрикованными” судебными исками. Вейсс это отрицает.
Вскоре на Kotva обрушились судебные иски. В июне кипрская компания Gilroy, которая, по версии прокуратуры, принадлежала брокеру Вейсса Владимиру Хоффману, оспорила в окружном суде Праги передачу универмага в дочернее предприятие Kotva. Gilroy принадлежало 135 акций Kotva, которые были куплены за несколько дней до подачи иска. Вейсс признает, что оплачивал судебные расходы Gilroy.
В августе Kotva предложила Вейссу за его пакет $2,9 млн, если иск будет отозван. Вейсс ответил, что ему нужно $5,1 млн.
Осенью Вейсс повысил цену до $12,7 млн. Когда Kotva отказалась, против нее был подан иск от компании KT Inc., которую Вейсс зарегистрировал в июне того же года в американском штате Делавэр.
В феврале 2005 г. Владимир Хоффман был арестован по подозрению в вымогательстве в своем доме в Праге и провел два дня за решеткой. “Я никогда никого не шантажировал и не заставлял покупать никакие акции”, – заявил он.
Тактика Вейсса вряд ли была бы признана уголовным преступлением в США. “Злоупотребление судебными исками не считается вымогательством, – говорит Рассел Райэн, юрист из Вашингтона, который не связан с делом Вейсса. – В большинстве подобных случаев судьи высказывались вполне однозначно. Это очень необычно, когда за подачу исков привлекают к уголовной ответственности. Хорошо это или плохо, но в США использование судов для давления в ходе переговоров – это широко распространенная практика”.
Однако в январе конституционный суд Чехии отверг петицию Вейсса с просьбой пересмотреть обвинения, выдвинутые против него. Государственная прокуратура Чехии также выяснила, что следователи действовали в соответствии с законом, а Вейсс обвиняется не в том, что подавал много исков, а в том, что использовал их “как инструмент давления” для того, чтобы добиться “неадекватно высокой цены” за свои акции.
В прошлом году Kotva продала универмаг Markland почти за $65 млн. Но пока не ясно, кому они достанутся. Markland потребовала положить $24 млн на счет эскроу в качестве страховки от возможных претензий со стороны Вейсса. Kotva судится сейчас в окружном суде Бостона с Вейссом, считая, что эти деньги принадлежат ей. Остальные $40 млн находятся на счете кипрской “дочки” Kotva. Компания пока никак ими не распорядилась. (WSJ, 19.08.2006)