Инсайд по-швейцарски


Когда прошлой осенью два небольших частных швейцарских банка – Swissfirst и Bellevue – договорились о слиянии, казалось, что это идеальная сделка. Swissfirst – прибыльный инвестиционный бутик с сильными позициями в торговле акциями и деривативами, конек Bellevue – управление фондами. Но через несколько недель начался скандал. Один из крупных акционеров Swissfirst, предприниматель Румен Хранов, обвинил гендиректора банка Томаса Мэттера в распространении “неверной и вводящей в заблуждение информации”.

“Есть причины подозревать, что акционеры банка, участвующие в управлении им, как, например, Томас Мэттер, использовали инсайдерскую информацию, чтобы получить необходимые для сделки акции от ничего не подозревавших акционеров, сохранив при этом собственные пакеты”, – говорится в его заявлении.

Хранова удивил огромный объем торгов акциями Swissfirst незадолго до объявления о слиянии с Bellevue, о чем он сообщил в прокуратуру Цюриха и Федеральную банковскую комиссию Швейцарии (EBK). Руководители Swissfirst обвинений не признают и утверждают, что сделку тщательно проверяли “известные юридические эксперты”. “Сделка была абсолютно честной, все обвинения беспочвенны”, – говорит сам Мэттер, долю которого в Swissfirst журнал Bilanz оценивает в 200–300 млн швейцарских франков ($169–244 млн). А прокурор Цюриха Арно Тюриг рассказал, что расследование затрагивает несколько пенсионных фондов.

Сделка между Bellevue и Swissfirst не предусматривала эмиссии новых акций – крупные акционеры Swissfirst (в первую очередь топ-менеджмент) не хотели, чтобы их доли были размыты. Но за Bellevue нужно было отдать почти половину Swissfirst, и эти акции надо было где-то найти. На бирже обращается очень небольшое число акций банка, однако в числе его акционеров было несколько пенсионных фондов, которые и согласились продать акции Swissfirst. Фонды продавали акции 8 и 9 сентября, а о слиянии банки объявили 12 сентября. Уже на следующий день акции Swissfirst взлетели почти на 50%, а за неполный год – почти вдвое. По данным газеты Neue Z?rcher Zeitung, фонды потеряли на сделке более 20 млн франков ($16,12 млн). Среди тех, кто продавал акции, были фонды Siemens, Roche, Coop и Rieter.

Обстоятельства продажи акций Swissfirst были столь подозрительными, что почти во всех фондах начались внутренние расследования. Уже ясно, что в сделке между Swissfirst и Bellevue был конфликт интересов. У одного из фондов, участвовавших в этой сделке, инвестициями управлял Swissfirst, в состав инвестиционных комитетов других фондов-продавцов входили менеджеры Swissfirst. А казначеем и управляющим пенсионным фондом фармацевтической Roche долгое время был Питер Мэттер, отец гендиректора Swissfirst.

В пятницу Swissfirst шокировал инвесторов известием о возможной смене его основных владельцев или реорганизации, хотя в тот же день банк объявил, что за первое полугодие его чистая прибыль выросла на 88%. Источники, знакомые с ситуацией, говорят, что свои акции готовы продать бывшие акционеры Bellevue. Кроме того, банк рассматривает возможность вывода акций с биржи. А по данным Reuters, расстаться с собственными пакетами и уйти в отставку готовы менеджеры банка. (FT, 16–18.08.2006, Татьяна Бочкарева)