Оба лучше


Вотличие от многочисленных рок- и поп-фестивалей нынешнего года Ethnoland не может пожаловаться на отсутствие идеологии или дефицит концепций. То, что ежегодно происходит в Сорочанах, можно назвать музыкально-сувенирной ярмаркой мировых народных культур. На подмосковном курорте уже отшумели индийские, славянские, азиатские, латинские уик-энды. Ближайшие выходные озаглавлены «1001 и 1 ночь», а последние суббота и воскресенье августа пройдут под заглавием «Афробит». Хедлайнерами тематических двухдневок станут соответственно узбекская певица Юлдуз Усманова и музыкант из Уганды Джеффри Ориема.

Узбекская музыка Москве едва знакома. До столицы доезжают такие персонажи узбекского музыкального мира, по которым ясного представления о нем не составишь. Возит их продюсер-энтузиаст Назим Надиров, но даже его стараниями Москва познакомилась лишь с двумя узбекскими именами: группой «Обморок и мама» и певицей Севарой Назархан. Коллектив из Ташкента обратил на себя внимание издевательской псевдовосточной кавер-версией одного из хитов группы «Ленинград» – и осел в Москве. К изысканной певице Назархан, которая со своим удивительным голосом и затейливыми мелодиями давно уже не вылезает из Европы, московская публика, напротив, осталась равнодушной. Юлдуз Усманова имеет больше шансов.

Юлдуз – узбекская поп-звезда, местная примадонна. Она поет только по-узбекски, в аранжировках использует национальные инструменты.

У себя на родине она знаменитость, объект поклонения, и в Европе тоже собирает полные залы. Она из тех наделенных вкусом и умом поп-артистов, кто не превращает свою культурную идентичность в агрессивную маркетинговую тактику.

Это качество объединяет ее и с другим хедлайнером Ethnoland –

звездой заключительной части Джеффри Ориемой. Его биографии позавидовал бы Индиана Джонс – чего стоит хотя бы

бегство из родной Уганды в багажнике автомобиля. Однако ни судьба невинной жертвы диктатуры, ни двухметровый рост и яркая внешность не навели его на мысль спекулировать экзотикой. Наоборот, Ориема – один из самых космополитичных персонажей world music.

Его голос – гулкий и протяжный, словно у шамана. Звучание гитары и других аккомпанирующих ему инструментов – современное европейское, но из него все равно будто лезут языческо-племенные корни. Слушая Ориему, вы чувствуете, что блюз действительно вырос на африканской почве. А его реггей-композиции напоминают вам о том, что и эта музыка изначально была музыкой Черного континента и лишь на кораблях работорговцев добралась до карибских островов.

В этом году фестивалю Ethnoland пришлось конкурировать с «Островом света», амбициозным концертным проектом Дмитрия Диброва, который объединил музыкантов world music со звездами мирового рока и джаза. Оба мероприятия представляли собой цепочки тематических выходных. Поначалу оба даже проходили в Сорочанах, а затем «Остров света» уехал в московский Сад «Эрмитаж». В результате громких имен было достаточно и здесь и там, а у нас вдруг образовались сразу два отличных фестиваля этнической музыки.