Бесконечное кино


Взгляд, брошенный на часы, становится столь же неотъемлемой приметой похода в кино, как попкорн или стаканчик колы. Еще недавно средний голливудский фильм шел не более двух часов, а продолжительность детской картины и вовсе не превышала девяноста минут. Однако блокбастеры этого лета выходят далеко за рамки неофициального регламента.

Приключения капитана Джека Воробья в «Пиратах Карибского моря: сундук мертвеца» киностудии Walt Disney продолжаются 2 часа 30 минут. У Sony ушло 2 часа 29 минут на то, чтобы взломать «Код да Винчи». Даже анимационные диснеевские «Тачки» добираются до финиша только за два часа без четырех минут — намного дольше, чем герои большинства детских сказок.

Но ни хозяева студий, ни владельцы кинотеатров, ни сами зрители не любят слишком длинное кино. Первые — потому что такой фильм дороже снимать. Вторые — потому что, если картина короткая, можно увеличить количество сеансов. А зритель не всегда готов высидеть три часа, следя, скажем, за приключениями героев Толкиена (самая короткая серия трилогии – «Братство кольца» – длится 2 часа 58 минут).

Учительница Филис Генри, посмотревшая «Возвращение Супермена», говорит, что ей понравились спецэффекты, но утомили любовные перипетии главного героя. «В фильме слишком длинная любовная история, – сетует Генри. – Мы не хотим ждать 80 минут, пока не начнется экшн».

Основная причина появления на экранах картин, которые никак не могут закончиться, – растущее влияние отдельной группы режиссеров. Студии просто вынуждены приглашать именитых постановщиков, если хотят сделать кассовое кино. А маэстро не только требуют больших гонораров, но и желают полностью контролировать процесс, чтобы экономный продюсер не выкинул ни единой минуты из их гениальных творений.

Когда в 2003 году Питер Джексон вел переговоры о съемках «Кинг Конга», за ним тянулся шлейф славы: две уже вышедшие серии «Властелина колец», одна из которых собрала в мировом прокате $865 млн, а вторая – $921 млн. Джексон потребовал аванс в $20 млн, 20% дохода от продажи билетов и право «окончательного монтажа». В итоге горилла бушевала на экране три часа вместо запланированных 2 часов 40 минут. Руководство Universal решило довериться интуиции Джексона и сократило режиссерскую версию всего на три минуты. И вот результат: сборы в Америке составили всего $218 млн, а затраты на производство – $250 млн. 187 минут «Кинг Конга» испытывали терпение многих зрителей: одни просто ушли с фильма, другие жаловались, что пришлось прождать более часа, прежде чем главный герой появился на экране.

По словам президента Warner Bros. Алана Хорна, руководство киностудий понимает, что нужно как-то сокращать хронометраж. «Мы делаем это практически в каждом фильме», – добавляет он, объясняя, что версии, вышедшие в прокат, как правило, короче режиссерских на 15–30 минут.

В то же время Хорн уверен, что еще более важный вопрос – это динамика картины. Иногда это понимают и режиссеры. Например, Брайан Сингер сам вырезал из «Возвращения Супермена» сцену, в которой герой находит руины своей родной планеты. «Но лично я так и не увидел в фильме динамики», – с сожалением констатирует Хорн.

Сейчас экзамен на терпение зрителей проходит «Полиция Майами. Отдел нравов». Ради сохранения темпа в фильме вырезали некоторые эпизоды – и теперь начальная сцена картины сразу вовлекает зрителя в сюжет. Не исключено, что именно это поможет режиссеру снискать любовь публики. (WSJ, 21.07.2006, Майя Балабанова)