Напугали абонентов
В центральном офисе “Вымпелкома” заверили, что сейчас трафик почти такой же, как до введения CPP: за первые две недели в среднем по стране продолжительность разговоров при звонках с фиксированного телефона на мобильный уменьшилась всего на 1–1,5%. “Абоненты еще не видели счетов, которые начнут приходить только в августе, поэтому реальную картину мы узнаем только в сентябре-октябре”, – отмечает пресс-секретарь “Вымпелкома” Юлия Остроухова. С ней соглашается пресс-секретарь “Мегафона” Марина Белашева, добавляя, что в ее компании сейчас наблюдается снижение трафика как с фиксированных телефонов, так и внутри сети, но это может быть связано и с сезонными колебаниями. В МТС отказались от комментариев.
1 июля 2006 г. вступила в силу поправка в ст. 54 закона “О связи”, вводящая принцип CPP (calling party pays, или “платит звонящий”). Поначалу введение нового принципа не на шутку испугало сотовых операторов, они подсчитали, что могут потерять до $1 млрд доходов в год. Однако Федеральная служба по тарифам установила им компенсацию за звонки с фиксированного телефона на мобильный: абонент будет платить 1,5 руб. за минуту, из которых 95 коп. достанется сотовым операторам (остальное за вычетом НДС – фиксированным). Сотовым компаниям этого показалось недостаточно, поэтому они ввели еще плату за соединение в 35–50 коп.
Телефонная реформа насторожила население – звонить из дома за деньги оказалось непривычно. Вчера на пресс-конференции в Екатеринбурге представители сотовых компаний признались, что в первые дни июля структура трафика серьезно изменилась. По словам коммерческого директора екатеринбургского филиала “Вымпелкома” Евгения Гришина, в первый день трафик с городских телефонов в сети “Билайн” сократился на 50%, а внутри сети вырос на 15%. Увеличение внутреннего трафика подтвердили и в местном филиале МТС.
У некоторых других операторов оказалась менее утешительная статистика. Андрей Гирев, первый заместитель гендиректора поволжского сотового оператора СМАРТС, говорит, что, по предварительным оценкам, количество звонков со стационарных телефонов сократилось примерно на 30%. При этом, по его мнению, на доходах в ближайшее время это существенно не отразится. “Абоненты привыкли платить за телефон определенную сумму (в Поволжье это $4–5 в месяц), и вряд ли она изменится”, – поясняет он. Остроухова соглашается с тем, что абоненты не будут говорить меньше, просто найдут альтернативные способы общения. Она добавляет, что сотовым операторам выгоднее, чтобы звонили с мобильного на мобильный – издержки меньше.
В “Московской городской телефонной сети” предварительные данные говорят о снижении трафика на мобильные телефоны на 30%, а в “Уралсвязьинформе” зафиксировали сокращение от 6 до 50% в зависимости от региона. Однако, по словам источника, близкого к компании, это произошло в основном за счет первых дней, а сейчас есть “тенденция к восстановлению”.
Между тем фиксированные операторы все равно остаются в выигрыше – ведь раньше за звонки на мобильные они вообще ничего не получали. К примеру, согласно отчетности “Уралсвязьинформа”, в первом полугодии 2006 г. трафик с фиксированных телефонов на мобильные составил 1,72 млрд минут. Стоимость минуты теперь 1,5 руб., из которых примерно 28 коп. достается фиксированному оператору. Если даже предположить, что трафик упадет в два раза, за второе полугодие “Уралсвязьинформ” дополнительно получит 241 млн руб. Ранее замминистра информационных технологий и связи Борис Антонюк прогнозировал, что бесплатные входящие могут принести фиксированным операторам около 1,2 млрд руб. ежегодно.