Роковые моменты
Недавно на сцене нью-йоркского бара J.D. & The Straight Shot выступала начинающая блюзовая группа. Она исполнила несколько песен собственного сочинения и несколько кавер-версий таких групп, как Little Feat и Allman Brothers Band. У участников группы, как и у многих начинающих музыкантов, есть нормальная дневная работа. Фронтмен Джеймс Долан работает президентом и генеральным директором Cablevision Systems, публичной медиакомпании с капитализацией $5,2 млрд. Это новый тип начальника – такого, который играет песни Led Zeppelin в соседнем с домом баре и записывает собственные диски в подвале своего дома. Поколение бебибумеров, родившихся в 1950-е гг., реализует свои юношеские мечты стать звездами рок-музыки. “Не важно, сколько денег ты зарабатываешь, каждый хочет быть Кейтом Ричардсом”, – говорит 52-летний Чарли Мангано, который играет на гитаре в группе Rolling Bones, а днем работает консультантом сайта финансовой информации Minyanville.com. Его прежняя должность – директор по маркетингу Deutsche Bank Asset Management. “Это как бы моя вторая, секретная жизнь”, – говорит 45-летний юрист Брюс Мейер, который играет на гитаре сразу в двух группах.
Точной статистики, сколько серьезных корпоративных служащих играют во внеслужебное время в музыкальных группах, разумеется, нет. Но найти их совсем не сложно. Даже шеф администрации президента Буша Джошуа Болтен играет на бас-гитаре в команде под названием The Compassionates.
Для некоторых такая тяга состоявшихся и состоятельных людей даже стала основой бизнеса. Грегг Рейбин, бывший корпоративный юрист из Нью-Йорка, создал онлайновый сервис, помогающий “профессионалам, которые также являются музыкантами-любителями” находить друг друга. Первоначальные инвестиции Рейбина и его 24 партнеров составили $100 000. Всего в базе данных сайта 250 человек (80% – мужчины), которые платят по $349 в год за доступ к ней.
NAMM, объединение компаний, производящих музыкальные инструменты и торгующих ими, создало специальную программу “Воины выходного дня”, нацеленную на “неактивных музыкантов, вернувшихся к исполнительству, чтобы возродить свои мечты стать звездой”. В программе участвует 21 компания, они предоставляют помещения и инструменты для желающих стать наконец рок-звездами. Джо Ламонд, президент и гендиректор NAMM, называет музыку “источником молодости”. Хотя у него нет данных о возрасте участников, обычного клиента Ламонд описывает как человека среднего возраста. И они становятся все более важной категорией потребителей, с которой связывают 13%-ный рост в прошлом году всей индустрии.
Директор по маркетингу компании Taylor Guitars Джонатан Форстот говорит, что покупатели “за 35” составляют “ядро потребителей”: на них приходится более 75% продаж. А на покупателей “за 50” – треть.
У юриста Мейера, на счету которого представление интересов таких корпораций, как Walt Disney, GlaxoSmithKline и Westinghouse Electric, целая коллекция гитар, которую он собрал в награду за годы студенческих лишений. “В молодости у меня был весьма поганый инструмент, и теперь я отрываюсь, – говорит он. – Могу себе это позволить”.
“В начале карьеры было сложно выкроить для музыки время”, – вторит Джордж Мажорос, 44-летний президент и управляющий директор Wasserstein & Co., который уже девять лет играет на барабанах в Rolling Bones. “Выступление на сцене по количеству адреналина никогда не сравнится с удачным поглощением”, – говорит он.
Собственно говоря, нельзя считать это хобби приносящим исключительно нематериальное удовольствие. Rolling Bones зарабатывают около $2000 за одно выступление в баре и $4500 – на корпоративных вечеринках. “Если бы это была работа, им бы не удалось отделаться так дешево, – говорит Мажорос. – Мы демпингуем, чтобы почаще выступать”. (WSJ, 1.08.2006, Ирина Окунькова)