Инвестиции для души
Как вспоминают оба участника разговора, Мердок предложил Гриффину увеличить стоимость контракта на $100 000 при условии, что тот сумеет за год сбросить 60 фунтов веса (27 кг). Глава D.H. Griffin Wrecking в 67 лет весил почти 130 кг, а сам Мердок – вдвое меньше. Мужчины начали торговаться, требование уменьшения веса было сокращено наполовину и в таком виде включено в договор. К июню 2006 г. весы под Гриффином показывали всего 115 кг, и участники сделки признали, что тяжеловес заслужил премию.
Мердок, владелец компании Dole Food, заработал миллиарды на вложениях в недвижимость и других инвестициях. Сейчас его интересует проект на стыке филантропии и бизнеса. Каждый раз, когда 83-летний Мердок беседует с клиентами, он расспрашивает их о том, что они едят, и мягко, но настойчиво навязывает глянцевую “Энциклопедию еды” – 516-страничный том, изданный Dole Food. По словам Мердока, секрет долгой и здоровой жизни прост: нужно есть побольше овощей и фруктов, выращиваемых Dole Food в 94 странах мира. Глава компании выделил из собственных средств более $1 млрд на создание предприятий, воплощающих в жизнь его идеал – сочетание коммерческого успеха с борьбой за здоровье.
В Каннаполисе, штат Северная Каролина, где фирма Гриффина сносит промышленные здания, Мердок планирует построить биотехнологический исследовательский комплекс площадью около 1,5 кв. км. Здесь будет изучаться влияние пищи на здоровье человека. Еще один проект Мердока – Калифорнийский институт здоровья, строящийся напротив штаб-квартиры Dole Food в Уэстлейк-Виллидж, в 60 км к северо-западу от Лос-Анджелеса. Институт, который должен открыться в ноябре, будет одновременно чем-то вроде дорогого курорта, центра проведения конференций и образовательного заведения по вопросам питания.
Компания WellPoint, один из крупнейших американских страховщиков здоровья, приобрела 15% акций будущего института, заплатив $50 млн. В 2008 г. должен появиться филиал института на Гавайях в курортном центре Four Seasons на острове Ланаи. Курорт и сам остров – собственность Дэвида Мердока.
“Пока я жив, я должен успеть потратить как можно больше на вещи, которые меня по-настоящему интересуют, – говорит предприниматель. – Нужно каким-то образом втолковать людям, что выпирающий живот, не позволяющий человеку увидеть собственные ноги, – это признак приближающейся смерти”.
Мердок – единоличный владелец Dole Food, а также девелоперской компании Castle & Cooke, поэтому ему не приходится беспокоиться об отчетах перед акционерами. Он верит, что его оздоровительные проекты со временем начнут приносить прибыль, но его не волнует, когда это случится и каковы будут размеры прибыли. В биоцентре, создаваемом в Северной Каролине, предусмотрены офисы, магазины и жилье, что также должно стать источником прибылей.
“Заработать нам тоже хотелось бы, но прибыли будут направлены в развитие того же научного центра, – говорит глава Dole Food. – Я не стремлюсь сделать себе рекламу или как-то возвеличить собственную персону. Просто я подумал, что в моем возрасте приятно тратить деньги так, как того хочет душа”.
Дэвид Мердок родился в семье коммивояжера и вырос в бедном квартале городка Уэйн, штат Огайо. Школу он бросил, не закончив девятый класс. В юности он страдал от дислексии и не считал себя особенно умным. Но, попав в армию, он неожиданно для себя “показал очень высокий результат в тесте на интеллект”. Во время Второй мировой войны Мердок служил инструктором по вооружениям, разъезжая с командировочными предписаниями по всем Соединенным Штатам. После войны он взял кредит и купил в Детройте закусочную на 14 мест. Через год он продал заведение, получив прибыль порядка $1200, и переехал в Феникс, где занялся строительным бизнесом. Последовавшие 15 лет для Феникса были периодом бума, и торговля недвижимостью принесла Мердоку солидное состояние.
В 1960-х публичная финансовая компания, построенная Мердоком, потерпела крах, не выдержав бремени долгов, а руководство было обвинено в мошенничестве. Мердок переселился в Лос-Анджелес и нажил новое состояние благодаря выгодным инвестициям в публичные компании с недооцененными активами. В 1982 г. он купил в Каннаполисе фирму Cannon Mills и поверг городок в шок, объявив о массовых увольнениях с целью модернизации предприятия.
Широкую известность предпринимателю принес его конфликт с Армандом Хаммером, легендарным председателем совета директоров Occidental Petroleum. В 1981 г. Мердок стал крупнейшим акционером этой нефтяной компании и получил от Хаммера приглашение войти в совет. Поначалу между двумя бизнесменами возникли приятельские отношения, но затем они сменились враждой, когда Мердок выступил против рисковых проектов с участием правительства КНР. В 1984 г. Occidental была вынуждена заплатить Мердоку значительную премию, чтобы выкупить его долю. Прибыль Мердока при этом составила $57 млн.
В 1985 г. предприниматель продал Cannon Mills и использовал полученные деньги, чтобы получить контроль над публичной в то время компанией Castle & Cooke, которой принадлежали и фирма Dole Food, и остров Ланаи на Гавайях. Мердок выделил бизнес Dole Food в самостоятельную компанию. В 2000 г. он вывел с биржи акции Castle & Cooke, а в 2003 г. – Dole Food, получив полный контроль над этими активами.
Когда в середине 1990-х Castle & Cooke начала строить жилье класса люкс в Лейк-Шервуде, пресса писала о “безумии Мердока”. Однако вскоре на рынке наступило оживление, и проект принес его организатору значительную прибыль. Мердок снискал себе репутацию одиночки, который действует скрытно и избегает публичности. По словам самого предпринимателя, за свою карьеру он вывел с биржи 13 компаний, так что судить о размере его богатства и финансовых показателях его компаний довольно трудно. В прошлом году журнал Forbes оценил состояние Мердока в $4 млрд.
Мердок утверждает, что интерес к диете и здоровому питанию возник у него после смерти жены в 1985 г. – она умерла от рака. В течение многих лет супруги питались бифштексами и прочей пищей, богатой жирами. По мнению Мердока, именно это обстоятельство привело к развитию заболевания у Габриель. Когда жены не стало, Мердок отказался от мяса и заявил, что больше не притронется к жирной пище. Сейчас он пребывает в хорошей физической форме и полушутя говорит, что намерен жить до 125 лет. Выходя на улицу, предприниматель всегда надевает панаму, защищающую его от солнца.
Как утверждает семейный врач и приятель Мердока Ролланд Диксон, глава Dole Food литрами ел мороженое. “Но сейчас он строго относится к своей диете, не то что я, – рассказывает Диксон. – Когда я однажды решил намазать хлеб маслом за обедом, он сразу стал корить меня. Из-за таких выпадов люди не любят есть с ним вместе”.
В 2004 г. Мердок пригласил тогдашнего гендиректора WellPoint Леонарда Шеффера на экскурсию по своим плантациям, а затем угостил вегетарианским обедом. За трапезой сторонник диеты предложил Шефферу партнерство, и тот согласился. В том же году на церемонии закладки Института здоровья присутствовала Сюзан Максуини, мэр Уэстлейк-Виллидж, страдавшая от излишнего веса. С тех пор она, поддавшись пропаганде здорового образа жизни, сумела сбросить около 27 кг. В следующем году институт начнет массовый прием пациентов: стоимость трехдневного курса лечения составит не менее $2500.
Мердок быстро развивает свой бизнес, рассчитывая лишь на собственные средства и не прибегая к займам. Над его проектами работают порядка 60 архитекторов. Кстати, и кирпичи, используемые при строительстве института, производятся на принадлежащем тому же Мердоку заводе в Небраске. (WSJ, 28.07.2006, Александр Силонов)