РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: Условие развития – конкуренция
Рыночный механизм экономики построен на конкуренции. Хозяйствующие субъекты соревнуются между собой за то, чтобы предоставить лучшую услугу потребителю за меньшую цену. Тот, кто более эффективен, развивается, тот, кто не имеет конкурентных преимуществ или не может их реализовать, проигрывает.
Конкурентные преимущества бывают разные. В том числе и близость к власти, возможный доступ к административному ресурсу. Чем больше в государстве используется этот ресурс, тем менее оно эффективно, так как вместо рациональности использования ресурса бизнес занимается его добыванием у государства. И тогда важна уже не твоя эффективность, а твоя близость к ресурсу. Но при всех искажениях рыночного пространства в реальной экономике все построено на конкуренции. Она защищает потребителя от диктата производителя, она заставляет экономический мир двигаться.
А как же устроено само государство? Что делает эффективным его работу, как защищен потребитель государственных услуг?
Важный вопрос: признаем ли мы, что конкуренция между регионами страны – главный фактор нашего развития? Стимулируем ли ее, прозрачны ли правила игры? За что могут конкурировать регионы страны? За бизнес, который платит налоги и создает рабочие места, за людей, которые трудятся, получают зарплату, тратят ее в регионе, тем самым создавая условия для развития бизнеса.
Федеральный ресурс
Есть и еще одна конкуренция. Это конкуренция за средства федерального бюджета, за поддержку на федеральном уровне. Искренне завидую тем своим коллегам, которые смогли привлечь огромный федеральный ресурс для развития регионов.
Но это уже пройденный этап. Невозможно и далее придумывать круглые даты для выбивания федеральных средств. Неправильно на федеральном уровне решать, где и когда строить театр, школу, больницу, дорогу или газопровод. Да и с точки зрения страны конкуренция за федеральный ресурс не создает богатство нации, а перераспределяет уже созданное.
Конкуренция за федеральный ресурс может сыграть и злую шутку с регионом, это своего рода наркотик. Отказаться уже невозможно, а ничего другого организм не принимает – не готов. Дармовые федеральные деньги настолько привлекательнее тех, которые приходится зарабатывать горбом, что акценты неизбежно расставляются в пользу их выбивания.
Эту опасную тенденцию пора прекратить. Поэтому считаю, что федеральный ресурс должен направляться на ограниченное число задач в регионах. Во-первых, на обеспечение конституционных прав граждан, т. е. на очень ограниченное выравнивание уровня минимальных социальных гарантий населению, во-вторых, в силу нашего огромного пространства и низкой плотности населения – на обеспечение национальных геополитических интересов.
Все остальное регион должен получить в честной конкурентной борьбе – в виде налогов, получаемых на территории. От конкуренции за федеральный ресурс регионы должны переходить к конкуренции за бизнес и за людей.
Правда в том, что регионы все разные – по природным ресурсам, накопленному богатству. Кто-то процветает на внешнеэкономической конъюнктуре, а у кого-то опускаются руки от нищеты. Однако, по мнению маркетологов, которые изучают развитие территорий Западной Европы, потенциал территории в меньшей степени зависит от географического положения, климата и природных ресурсов. В большей – от человеческой воли, квалификации, энергии тех, кто этими процессами управляет.
Конкуренция моделей развития
Все зависит от способности властей регионов справиться с рядом задач.
Во-первых, от понимания интересов тех, за кого мы конкурируем: предприятий, размещающих в субъекте производства, штаб-квартир корпораций, создающих центры управления, той части населения, которая уже в состоянии выбирать место жительства в зависимости от наличия там работы и условий проживания, туристов, дающих основу для развития отраслей потребления.
Во-вторых, от понимания конкурентных преимуществ, т. е. сильных и слабых сторон субъекта. Чем меньше и удаленнее от центра регион, тем более профессиональным он должен быть в решении этих задач.
В-третьих, от создания реалистичного плана перспективного развития.
И все это называется “стратегическое рыночное планирование развития территории”. Термин, который пришел к нам не из социалистического прошлого, а из эффективной рыночной экономики, основанной на конкуренции.
Конкуренция регионов – это конкуренция моделей развития. Для 88 субъектов невозможно определить типовую модель развития. Это в 88 раз увеличенный для страны риск ошибки. Каждый регион должен сам определить, точкой роста в какой сфере он себя считает, вложить свой смысл в понятия “новая экономика” и “инновации”.
Конкурируя, регионы решают две связанные, но во многом противоречащие друг другу задачи – обеспечение экономического роста и повышение качества жизни населения.
При этом, повышая качество жизни, мы увеличиваем заработные платы и издержки на содержание населения, т. е. у нас растет стоимость рабочей силы. Это снижает нашу привлекательность для бизнеса.
Выхода два. Первый – конкурировать за более квалифицированную, следовательно, высокооплачиваемую рабочую силу. Нам нужны не только и не столько отверточные производства – в этом мы всегда проиграем Китаю, нам нужна новая экономика. И здесь федеральный центр делает определенные шаги, подталкивая регионы к инновационному развитию.
Второе, зависящее только от государства, – научиться выигрывать конкуренцию в эффективности использования бюджетных средств для обеспечения качества жизни. То есть обеспечивать большее качество жизни и при этом снижать государственные расходы.
Мы очень давно говорим, например, о необходимости экономии тепловых ресурсов. Национальное богатство – газ сжигается для получения самого простого продукта – тепла. Мы могли бы говорить об этом еще очень долго и не достичь никакого результата, если бы не началась муниципальная реформа.
Если вчера издержки по отоплению раскладывались на огромные районы и никто не был заинтересован в экономии, то сегодня, дав поселениям право устанавливать тариф по теплоисточникам, мы вызвали необратимый процесс. Те, у кого теплоэнергетика эффективна, пользуются своим правом и снижают тарифы, лишая остальных возможности на перекрестное субсидирование и поддержку за чужой счет. Тем, кто неэффективен, приходится задумываться. Либо в разы повышать тарифы, либо менять систему теплоснабжения, привлекать бизнес, искать альтернативу. Ситуация стала кардинально меняться.
Поле и правила игры
Мы могли бы идти другим путем. Принимать программы, проектировать и строить за счет централизованного бюджета малые котельные. Убежден, что чем выше уровень принятия таких хозяйственных решений, тем менее эффективными они будут. А такое системное решение, как муниципальная реформа, сдвинула целый ряд проблем с мертвой точки. В этом наша функция – не в создании котельных, а в создании правил игры, чтобы вся система работала эффективно.
Что будет дальше? Реформа здравоохранения – регионам ждать федеральных установок или идти в нее на действующей федеральной законодательной базе. Реформа ЖКХ – муниципальная реформа ее подтолкнула, а законодательное ограничение тарифов серьезно притормозило.
Нужны важные системные решения, которые необходимо спланировать и на основании которых будут строиться программы развития регионов. В этом вклад Федерации в определение стратегий развития субъектов Федерации.
Федеральный центр не в состоянии встать на место каждого субъекта и за него все продумать и спланировать. Это уже было. Госплану это не удалось, не удастся и никому другому. Но задача центра – правильно сформировать единое поле для конкуренции и проследить, чтобы все играли на этом поле по одним правилам. Задача центра – максимально сократить свои расходы и полномочия, передать высвобожденные ресурсы в экономику в виде снижения налоговой нагрузки и в субъекты Федерации в виде налоговых полномочий. Такую же позицию должны занять регионы по отношению к бизнесу и муниципалитетам.
Только так мы получим сильную, основанную на конкуренции экономику и благополучных людей в каждой точке нашей страны. И это будет сильная страна.