Торговля растет плохо


Объем мировой торговли товарами в прошлом году достиг $10 121 млрд (+13%), а услугами – $2415 млрд (+11%), подсчитала Всемирная торговая организация в опубликованном вчера обзоре мировой торговли. В предыдущие два года и товары, и услуги росли быстрее (на 17–21% и 15–19% соответственно). В постоянных ценах экспорт товаров увеличился на 6% (год назад – на 9,5%).

Самый быстрый темп роста экспорта у нефтедобывающих стран. Выручка стран Ближнего Востока от экспорта выросла на 36%, России – на 34%, а африканских стран-нефтеэкспортеров – на 45%. Доля топлива в мировом экспорте достигла наивысшей точки за 22 года – 17%. Медленнее рос объем торговли у стран Азии (+15%). Экспорт Китая вырос на 28%, а Японии – всего на 5%.

Стоимость импорта быстрее всего росла у покупателей нефти. Его стоимость в странах Южной и Центральной Америки увеличилась на 22%. Кроме того, закупки иностранных товаров резко увеличили страны, получившие большую прибыль от нефтедолларов. В России импорт вырос на 28%, в странах СНГ – на 25%, а Ближнего Востока – на 19%. Европа медленно наращивает и экспорт, и импорт (+8–9%).

Из торгуемых товаров быстрее всего дорожало топливо (+32–35%). Цены на аграрную продукцию увеличились не больше чем на 5%, а на промышленные товары не изменились.

Главным событием для мировой торговли стала отмена квот на торговлю текстилем с 1 января 2005 г. Благодаря снятию барьеров ввоз китайского текстиля в США вырос на 43%, индийского – на 25%. А в Европе китайского текстиля стало больше на 44%, а индийского – на 19%. Американские и европейские производители текстиля и одежды конкуренции не выдерживают – их выпуск снижается с 2000 г. Выпуск текстиля в Штатах и Европе упал на 5%, а одежды – на 5% в США и на 7,6% в Европе. Эта тенденция не должна удивлять, уверен эксперт по торговле из American Enterprise Institute Клод Барфилд: “В сфере текстиля американская продукция неконкурентоспособна”. Экономика США все больше ориентируется на высокотехнологичные товары и рост китайского экспорта не должен привести к появлению новых квот, говорит Барфилд. Самое лучшее, что могут сделать в связи с этим чиновники США, – запустить госпрограммы по переквалификации работников текстильной отрасли или социальные программы для их поддержки, резюмирует Барфилд.