Дорогой ты наш


Не будет преувеличением сказать, что музыкант по имени Гордон Самнер «прошил» последние двадцать с лишним лет нашей жизни – недаром его сценический псевдоним означает «жало».

Первую брешь он проделал еще в железном занавесе, уже проржавевшем к началу 80-х. В 1983 году группа Police, в которой Самнер служил бас-гитаристом, взорвала чарты всего мира песней «Every Breath You Take»; даже в Советском Союзе эта вещь стала полноценным хитом. Пластинки группы появились у спекулянтов, работавших около магазинов «Мелодия» на Калининском проспекте и Садовой-Триумфальной, и стоили они подчас дороже, чем диски Deep Purple и Rolling Stones. Торговаться перекупщики обычно начинали с 300, а за пластинку «Роллингов» просили 150 руб. Продавали альбом Synchronicity – последний в истории группы, отсалютовавшей публике на пике своей популярности.

Одновременно с нашей перестройкой у Стинга началась сольная карьера – и именно он (а не его бывшая суперуспешная команда) стал героем первых разрешенных дискотек. Police c их умным гибридом панка и поп-музыки остались пылиться в фонотеках меломанов, а вот первые альбомы Стинга – Dream of the Blue Turtles и Nothing Like the Sun – пользовались по-настоящему всенародной популярностью. (В конце 80-х две центровые полуподпольные «студии звукозаписи» – на Арбате и в здании проходной ЦПКИО им. Горького – вывешивали собственные хит-парады, что заказывают чаще всего. Стинг значился в первых строчках, Police – в лучшем случае в середине списка.)

С начала 90-х на первый план вышли брит-поп и гранж, а современники Стинга из разряда кумиров стали медленно перемещаться в категорию ветеранов. Но Стинг так и путешествовал с нами через эпохи, оставаясь все той же обязательной частью музыкального фона. Если составить сборник его лучших вещей (что неоднократно и было проделано фирмами звукозаписи) и дать послушать этот альбом непосвященному, тот вряд ли угадает, когда какая песня была написана. Злые языки упрекают Стинга в том, что он все время поет одно и то же. Поклонники связывают его творческое долголетие с тантрическими практиками, которыми много лет увлекается Гордон Самнер.

Стинг был с нами во все эпохи жизни страны: в 1985 году передал привет миротворческим гимном «Russians», в 1989-м предоставил свой трек «Love Is The Seventh Wave» для пластинки Breakthrough, которую в СССР на свои деньги выпустил «Гринпис». Корреспондент «Пятницы» был свидетелем того, как августовской ночью 1991 года защитники Белого дома на плохоньком магнитофоне слушали концертную запись только что проникшей в Россию песни «Mad About You» с альбома Soul Cages. Впервые он приехал в Москву зимой 1996 года и представил в Кремле программу с альбома Mercury Falling. Как и его предшественники, гастролировавшие в Москве – Эрик Клэптон, Джо Коккер и Дэвид Боуи, – Стинг стал в некотором роде жертвой своих российских промоутеров, устроивших перед сценой VIP-партер, места в котором раскупили мрачные обладатели массивных цепей на шее и их спутницы. Стинг не очень возмущался по этому поводу – правда, к следующему своему приезду (2001 год, тур в поддержку Brand New Day) потребовал, чтобы пространство перед сценой было отдано танцующим.

Официально нынешний приезд Стинга – третий, хотя де-факто это не так. Только за последний год музыкант побывал на корпоративном празднике Новолипецкого металлургического комбината и в Москве, на свадьбе дочери президента Азербайджана. По неофициальным данным, гонорар за подобные выступления у Стинга составляет около миллиона долларов. В 80-х годах единственным заказчиком, предлагавшим Гордону Самнеру контракты на такие суммы, был султан Брунея.

В «Олимпийском» артист представит программу Broken Music, в которую вошли песни с его последнего альбома Sacred Love, а также практически весь список его сольных хитов и лучшие вещи из репертуара Police. На уже прошедших концертах Стинг исполнял также вещи со своей новой, еще не вышедшей пластинки, на которой он положил свои тексты на лютневую музыку XVI века.

26 июля, «Олимпийский»,

Олимпийский пр-т, 16, тел. 688 53 22