Вторая амнистия


В 2001 г. в Казахстане проводилась налоговая амнистия – в течение месяца можно было зачислить деньги на счет в специальных банках, не платя при этом налогов. В ходе акции государство уничтожило все налоговые декларации за 1995–2000 гг., чтобы исключить риск преследования бывших неплательщиков. За месяц в легальный оборот вернулось около $480 млн.

Легализация продолжается. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 5 июля подписал закон, разрешающий с 3 июля по 30 декабря 2006 г. легализовать имущество и оформить права на него. Легализации подлежат недвижимость, движимое имущество, деньги, ценные бумаги, если они не получены в результате преступлений против личности и конституционного порядка и не являются предметом судебного спора. Желающие легализовать капитал заплатят 10% стоимости легализуемого имущества, оценят которое они сами. Правительство планирует получить от легализации примерно $21 млн.

Цель амнистии – помочь гражданам легализовать вывезенные из страны капиталы, а также незарегистрированное имущество, отмечает директор департамента министерства экономики Вера Кнюх. В 1990-е гг. граждане из страны вывозили незарегистрированные средства, на которые приобретали имущество, бизнес, и теперь государство дает возможность легализовать средства, не выясняя, как они были получены, поясняет Кнюх. За совершенные при этом правонарушения казахские законы назначают наказание от года до трех лет. Закон поможет и сельским жителям, которые приобрели дешевые дома, но не оформили их, и бизнесменам, не оформившим приватизированное имущество.

Но бизнес энтузиазма не испытывает. Все имущество у компаний зарегистрировано, говорит исполнительный директор “Форума предпринимателей Казахстана” София Айсагалиева. Компании активно привлекают кредиты, закладывая имущество, а для этого оно должно быть правильно оформлено. Но для малого бизнеса амнистия будет полезна, возражает Андрей Грозин из Института стран СНГ. Ведь в Казахстане проще дать взятку чиновнику, чем оформить все документы.

Но главный бенефициар – элита, уверен Грозин. В период первоначального накопления капитала казахстанские чиновники всех рангов переводили нелегально полученные средства на иностранные счета или вкладывали их в недвижимость. Чиновники хотят начать жизнь с чистого листа, узаконив все, что было приобретено в постсоветскую эпоху, говорит Грозин. Поэтому правительство даже не стало выделять серьезных средств на пропаганду закона, как это было в случае с налоговой амнистией. Амнистия легализует результаты коррупционной деятельности, недоволен Канат Берентаев, замдиректора Центра анализа общественных проблем. Чиновники приобрели имущество обходными путями, а теперь наступает смена поколений и имущество надо законно передать наследникам, добавляет он.

В России тоже есть законопроект о легализации капиталов, напоминает чиновник Минфина. Можно будет задекларировать определенную сумму, заплатив 13% налога. “Это может быть и стоимость дома, который потом человек спокойно зарегистрирует на себя”, – говорит чиновник.