Украина – Россия: Ссора с работодателем


Последствием стремления украинских политиков к “евроатлантической интеграции” стало очевидное охлаждение российских властей к любым формам сотрудничества с Украиной. Наиболее ощутимым образом упадок российско-украинских отношений начал сказываться в сфере военно-промышленного комплекса (ВПК).

Это неудивительно. До сих пор множество нитей, связывавших ВПК обеих республик, оставались наиболее значимым пережитком “народнохозяйственных связей” некогда единого Советского Союза. Сама украинская оборонная промышленность является своего рода “сколком” советского ВПК и в большинстве случаев (около 80%) не имеет производств полного цикла, выступая в основном как субподрядчик предприятий, находящихся на территории РФ. Около 50% всего украинского оборонного производства в рамках этого субподрядного участия идет в Россию. Забавно, что именно это обстоятельство позволяет украинским властям тешиться формально значительным местом Украины в мировой табели о рангах экспорта вооружений – деликатно умалчивая при этом об основном импортере. Более того, даже в тех случаях, когда украинские предприятия экспортируют самостоятельно изготовленные образцы, этот экспорт сплошь и рядом тесно увязан с экспортом основных “платформ” Россией – так, киевский завод “Артем” поставляет ракеты Р-27 класса “воздух – воздух” для приобретаемых многими странами российских истребителей “Су” и “МиГ” и его выживание полностью зависит от успеха продаж последних.

Предприятие “Мотор-Сич” в Запорожье является фактически монополистом в производстве газотурбинных двигателей ТВ3-117 для практически всех производимых в России типов вертолетов – Ми-8/17, Ми-24, Ми-28, Ка-27/32, Ка-50/52, двигателей для гражданских и транспортных самолетов многих типов и для учебного Як-130, а также турбореактивных двигателей Р95-300 для крылатых ракет Х-55, Х-59М, “Уран” и Club. Николаевское ПО “Зоря” производит судовые газотурбинные двигатели всех типов, устанавливавшихся на корабли ВМФ СССР и России. Основным потенциальным рынком сбыта самолетов разработки АНТК им. Антонова являются Россия и СНГ, а сами машины “Ан”, собираемые на Украине на авиазаводах в Киеве и Харькове, на 70% состоят из российских комплектующих.

В этих условиях ухудшение отношений с Россией наносит по украинским оборонным предприятиям тяжелейший удар. Собственный госзаказ украинского министерства обороны ничтожен, а тем временем в России предпринимаются усилия по организации самостоятельного производства линейки продукции, доселе получаемой с Украины. Завод им. Климова совместно с московским “Салютом” запускают в производство новый вертолетный двигатель ВК-2500, призванный заменить ТВ3-117; НПО “Сатурн” создало малогабаритный двигатель 36МТ для использования в ракетах вместо Р95-300; оно же по заказу ВМФ России ведет освоение корабельных газовых турбин. Широко известна судьба центральной для АНТК им. Антонова программы создания транспортного самолета Ан-70, вот уже полтора десятилетия находящейся в подвешенном состоянии из-за позиции МО России.

Надежды некоторых украинских кругов на то, что украинский ВПК найдет после вступления Украины в НАТО какое-то “место в Европе”, трудно охарактеризовать иначе как наивные. Западная Европа после окончания холодной войны сама пережила резкий спад военного производства, приведший к серьезной реструктуризации оборонного сектора. Украинский ВПК не только представляет для Европы откровенную обузу, но и структурно, будучи фрагментом ВПК бывшего СССР, в своих основных нишевых предложениях выступает как откровенный конкурент европейского. Самолет Ан-70 практически аналогичен создаваемому концерном Airbus самолету А400М, самолет Ан-140 бросает конкурентный вызов региональникам производства ATR. Продукция харьковского бронетанкового куста вряд ли будет приветствоваться находящейся в длительной депрессии европейской бронетанковой промышленностью. Двигатели производства “Мотор-Сич” в принципе не найдут применения на западных самолетах и вертолетах, газовые турбины “Зори” не нужны доминирующим на мировом рынке в этом секторе General Electric и Rolls-Royce. Дело усугубляется несовместимостью оборонных и технических стандартов, принципов организации производства, технологической отсталостью многих украинских предприятий. В таких же ведущих сейчас на Западе отраслях, как развитие военных информационных технологий, создание боевых информационно-управляющих сетей, электронно-оптических систем, Украине предложить тем более нечего.

Продукция украинского ВПК, за немногими исключениями, интересна только России и странам, в основном ориентирующимся на советское и российское вооружение, включая Индию и Китай. Причем эти страны воспринимают украинские предприятия как часть единого с Россией комплекса. Разрушение отношений с Россией, неизбежное в случае дальнейшей интенсификации “евроатлантического” вектора Украины, будет означать для украинской оборонной промышленности подрубание того сука, на котором эта промышленность сидит. Именно Россия является главным работодателем ВПК Украины. И игнорировать мнение своего работодателя – значит гарантированно оказаться в итоге на улице без средств к существованию.