Опционы после терактов


Торги на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) возобновились 17 сентября, и за пять дней Dow Jones рухнул на 14% – такого не было с вторжения в мае 1940 г. Германии во Францию. Но в те же дни многие американские компании щедро одаривали опционами руководство. По данным Standard & Poor’s, обработавшего данные по 1800 крупнейшим компаниям, за 17–30 сентября опционы были начислены 511 топ-менеджерам 186 компаний – в 2,6 раза больше, чем за тот же период 2000 г. Более 90 из них, в том числе розничная сеть Home Depot, производитель спецтехники Black & Decker и страховая компания UnitedHealth, ранее регулярно опционы сотрудникам не выплачивали.

Black & Decker с 1994 г. не начисляла опционы в сентябре. Но 21 сентября 2001 г., когда ее акции подешевели на 20%, опционы получили 42 сотрудника компании. Пресс-секретарь Black & Decker называет это совпадением: еще до теракта из компании стали уходить ключевые сотрудники, и было принято решение о начислении опционов. Сейчас гендиректор Black & Decker Ноулан Арчибалд мог бы продать эти опционы за $9 млн, или на $1,4 млн дороже, чем до терактов.

Home Depot обычно начисляла опционы в феврале, но 17 сентября 2001 г., в день возобновления торгов на NYSE, начислила гендиректору Роберту Нарделли опцион, дающий право на покупку акций по $36,2 за бумагу в течение 10 лет. На следующий день опционы получили еще четыре топ-менеджера. Впрочем, прибыли они так и не увидели: акции ритейлера, накануне терактов стоившие $40,55, на сегодняшний день подешевели до $34.

У расположенного через дорогу от Всемирного торгового центра Merrill Lynch 11 сентября погибли три сотрудника и было сильно повреждено здание. После этого банк был вынужден перевести значительную часть персонала в другие офисы в штатах Нью-Джерси, Нью-Йорк и Коннектикут. Тем не менее 24 сентября президенту и исполнительному директору Стэнли О’Нилу (сейчас он совмещает посты гендиректора и председателя совета директоров) был начислен опцион по цене $39,8 за акцию, что на 15% ниже цены закрытия 10 сентября. Сейчас акции Merrill Lynch стоят $67, и, если бы О’Нил решил исполнить опцион, его доход был бы на $5 млн больше, чем накануне теракта. Пресс-секретарь банка Джейсон Райт уверяет, что начисление опциона связано исключительно с повышением О’Нила в должности в июле 2001 г. “У нас были погибшие, а сотрудники размещены по трем штатам, – поясняет он. – О’Нилу и без того забот хватало”. По словам Райта, О’Нил был убежден, что из-за масштабной реструктуризации Merrill Lynch его акции будут падать и дальше.

Гибель одного из менеджеров не остановила начисление бонуса и руководителю производителя электронного оборудования Teradyne. Через две недели Teradyne начислила гендиректору Джорджу Чамилларду опционы – в четыре раза больше, чем в 2000 г., и на 24% дешевле, чем до теракта. Пресс-секретарь Teradyne Том Ньюман говорит, что в то время дела компании были расстроены: незадолго до теракта она начала серию увольнений и снижение зарплат, одновременно было решено повысить вознаграждение топ-менеджерам. Правда, задним числом Ньюман признает, что, “возможно, стоило делать все по отдельности и отложить опцион Чамилларду”.

Apollo Group (оператор коммерческого университета Phoenix) 18 сентября пожертвовала $1 млн в Фонд башен-близнецов, а через три дня начислила опционы председателю совета директоров Джону Сперлингу и еще четырем топ-менеджерам. Сейчас доход Сперлинга составил бы $12 млн, но он опцион пока не исполнил. “Я согласен, что это странное время для получения бонусов”, – говорит член компенсационного комитета Apollo Джон Нортон, добавляя при этом, что никто не мог сказать, что будет с котировками через два или три месяца.

В самом начислении опционов на низком рынке – даже после масштабных терактов – ничего противозаконного нет. Но эта практика может оказаться далеко не безобидной, если компания начисляла опционы задним числом, когда акции стоили очень дешево. Сейчас Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) проводит расследование в отношении нескольких десятков компаний. И по крайней мере шесть из них, в том числе Apollo, начисляли опционы во второй половине сентября 2001 г. (WSJ, 15.07.2006, Татьяна Бочкарева)