Ураганы дорожают


Семь ураганов, обрушившихся на побережье США в 2004–2005 гг., заставили многих страховщиков задаться вопросом, в каком объеме они готовы брать на себя риск в береговых зонах, подверженных природным катастрофам. Попытки многих перестраховать свои риски натолкнулись на серьезное препятствие в виде резко выросших премий. Один только ураган “Катрина” в прошлом году обошелся страховой отрасли почти в $40 млрд, из которых перестраховщики покрыли более половины, свидетельствуют данные Guy Carpenter, перестраховочного брокерского подразделения Marsh & McLennan.

Стоимость страхования от катастроф и страхования имущества в этом году вырастет в среднем по стране на 25%, прогнозирует Роберт Хартвиг, главный экономист Института страховой информации. В областях же, подверженных ударам стихии, по его словам, ставки уже выросли в четыре раза. “Бывали случаи, когда вне зависимости от готовности клиента платить любую цену нам было крайне сложно найти подходящую ему страховку”, – говорит Ди Мегна, заместитель председателя совета директоров Guy Carpenter.

В конце января руководители фонда прямых инвестиций First Reserve задумали приобрести нефтяную платформу в Мексиканском заливе. Но когда выяснилось, что за страхование придется заплатить $25 млн вместо ожидаемых $2 млн, вопрос о сделке отпал сам собой.

В III квартале 2005 г. Allstate, одна из крупнейших в США компаний по страхованию имущества, понесла из-за ураганов убыток в $1,55 млрд. В начале этого года она заплатила премию в $400 млн за перестрахование рисков на $2 млрд. И эту сделку компания считает удачной. “Думаю, сегодня мы бы уже не договорились на таких условиях”, – говорит представитель Allstate Майкл Тревино.

Но, несмотря на возросшие проблемы, страховщики изо всех сил стараются минимизировать свои риски. В 2005 г. расположенные в США страховые компании перестраховали риски, связанные с природными катастрофами, на $37,5 млрд, свидетельствуют данные перестраховочного брокера Benfield. В 2006 г. этот показатель, по прогнозу Benfield, составит $47,5 млрд.

Рост премий привлекает в сектор некоторых игроков, готовых брать на себя дополнительные риски, в частности Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта. Объем “ураганного” бизнеса компании неизвестен, но люди, знакомые с ее деятельностью, говорят, что Berkshire заключает больше договоров перестрахования для защиты нефтяных вышек от ураганов, чем в предыдущие годы. “Сегодня они [Berkshire] сотрудничают с нами активнее, чем когда-либо”, – говорит Пол Кэйрон, гендиректор Benfield. В I квартале 2006 г. Berkshire сообщила о росте премий по договорам перестрахования рисков, связанных с природными катастрофами, на 19% к I кварталу 2005 г. – до $425 млн. В IV квартале 2005 г. рост этих премий составил 22%.

Если для Berkshire ураганы предоставляют возможность для расширения бизнеса, ряду других компаний приходится его сворачивать. После урагана “Катрина” баржа, на которой располагалось казино компании Pinnacle Entertainment, была найдена в нескольких сотнях метров на шоссе. Тогда объем покрытия у Pinnacle составлял $400 млн на один ураган. С апреля 2005 г. компания смогла заключить договоры только на $100 млн за ураган и заявила, что увеличить объем покрытия ей вряд ли удастся. Издательская компания CDC Publishing, имеющая три офиса во Флориде, в 2005 г. заплатила премию в $10 000 за страховку от урагана и прерывания бизнеса. Этой весной ей пришлось выложить $120 000. Еще один такой скачок цен – и CDC будет думать о переносе офисов из Флориды, говорит президент Билл Блэк. А крупнейший ритейлер мира – Wal-Mart Stores решила и вовсе отказаться от страховки от природных катастроф из-за ее дороговизны и теперь будет возмещать убытки из собственных средств. Если бы Wal-Mart делала это в финансовом году, завершившемся в январе 2006 г., ее чистая прибыль, по расчетам Goldman Sachs, сократилась бы на $168 млн, или на 1,5%. (WSJ, 10.07.2006, Михаил Оверченко)